Бог-громовержец Зевс и его окружение Презентация выполнена Гречко Светланой Юрьевной учителем истории и обществознания МОУ гимназии 9
Зевс Голова Зевса. Мрамор. Середина V в. до н.э. Национальный музей, Рим. Зевс
Храм Зевса в Олимпии был построен в течение пятнадцати лет греческим архитектором Либоном из Элиды и в 456 г. до Р. Хр. был освящен. Храм Зевса был самым большим храмом на земле Греции до постройки Парфенона, мраморного храма Афины Парфенос на афинском Акрополе, примерно в 432 г. до Р. Хр. Реконструкция
Скульптура Зевса в Зале Юпитера. Мрамор и бронза. I в до н.э. Эрмитаж, Санкт- Петербург Традиционно Зевс изображается как мужчина зрелого возраста с благородными чертами лица, обрамленного густыми локонами. В произведениях более поздних художников, в особенности мастеров Нового времени, он персонаж любовных историй, обманывающий женщин и принимающий множество обличий
Атрибуты Зевса Орел Молния материальное оружие, своего рода двухконечная, двух- или трехзубчатая вилка с зазубринами. В барочной живописи она изображалась как пучок языков пламени, который может держать в когтях орел Скипетр – символ царской власти Зевс с орлом, 560 г. до н.э Фрагмент бронзовой статуи Зевса, держащего молнию, 2 в.
Атрибуты Зевса Ника Ника – крылатая богиня победы Орёл – священная птица
г. Олимп (современный вид)
Боги на Олимпе
Зевс и Ганимед Однажды Зевс увидел на земле юношу Ганимеда, сына троянского царя. Посчитав, что земля – недостойное место для столь красивого юноши, он принял облик своего любимого орла и спустился на землю… Ничего не подозревающий юноша любезно предложил ему божественный напиток – нектар. Схватив Ганимеда в свои могучие когти, орел унес его на Олимп, где он стал любимым виночерпием Зевса. Б. Торвальдсен. Ганимед и орёл Зевса г. Музей Торвальдсена, Копенгаген
Рубенс. Похищение Ганимеда. Ок гг. Прадо, Мадрид Рембрандт. Похищение Ганимеда г. Картинная галерея, Дрезден
Зевс принимает активное участие не только в судьбе богов, но и людей. Он даёт им законы, помогает в несчастье, подсказывает тактику военных сражений. Он милосерден и может защитить слабых и бедных. Миф о Филемоне и Бавкиде Однажды под видом странников Зевс (Юпитер) и Гермес (Меркурий) посетили селение, но никто не пустил их в дом на ночлег. И лишь Филемон и Бавкида гостеприимно открыли им двери своей бедной хижины. Престарелые супруги кинулись готовить скудную трапезу. Боясь, что гостям пища покажется не слишком обильной и сытной, Бавкида решила пожертвовать единственным гусем. Но птица, которую она безуспешно пытается поймать в хижине, неожиданно находит убежище у ног Зевса, который не позволяет зарезать его. Каково же было изумление супругов, когда они увидели, что стол ломится от всевозможных яств. Покарали боги всех жителей за нечестивость, затопили водой их дома. Хижину же супругов превратили в великолепный храм и наградили их долголетием. Даже умерли они одновременно, а после смерти были превращены в деревья, растущие из одного корня.
О. А. Кипренский. Юпитер и Меркурий у Филемона и Бавкиды г. Художественный музей, Рига Рубенс. Юпитер и Меркурий с Филемоном и Бавкидой гг.
Вдруг увидал Филемон: одевается в зелень Бавкида; Видит Бавкида: старик Филемон одевается в зелень. Похолодевшие их увенчались вершинами лица. Тихо успели они обменяться приветом. Прощай же, Муж мой! Прощай, о жена! так вместе сказали, и сразу Рот им покрыла листва. И теперь обитатель Тианы Два вам покажет ствола, от единого корня возросших. Это не вздорный рассказ, веденный, не с целью обмана, От стариков я слыхал, да и сам я висящие видел Там на деревьях венки; сам свежих принес и промолвил: Праведных боги хранят: почитающий сам почитаем. Овидий. Метаморфозы
Стремясь достичь ответной любви, Зевс часто меняет свой привычный облик. Так, к Данае он является в виде золотого дождя, к Семеле с молниями и громом. Европу он похищает, превратившись в быка, перед Ледой предстает в образе лебедя. Эти мифологические сюжеты о возлюбленных Зевса пользовались особой популярностью в европейской живописи XVIXIX вв. Выразительна картина русского художника Валентина Александровича Серова «Похищение Европы». На ней мы видим море, занимающее почти все пространство картины. Его мерно вздымающиеся волны, покрытые рябью, передают безбрежность морского простора. До берега очень далеко, а потому не спастись Европе бегством. Рядом резвятся и играют дельфины. Они радостно сопровождают огромного быка с длинными красивыми рогами, перевитыми гирляндой цветов. На своей спине он несет драгоценную ношу прекрасную хрупкую Европу, которая крепко держится за его рог. Бык искоса посматривает на нее, любуясь красотой девушки. И от этого его движения становятся более уверенными и плавными. Он легко скользит по морю, оставляя за собой белый пенный след на воде. В.А. Серов. Похищение Европы г. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Вопросы и задания 1. Кто входил в ближайшее окружение Зевса? 2. Какую роль сыграл Зевс в судьбе простого юноши Ганимеда? Какое художественное воплощение получил этот мифологический сюжет в скульптурных и живописных произведениях? 3. Какое участие и почему принимает Зевс в судьбе Филемона и Бавкиды? Что и как об этом рассказывают Овидий в «Метаморфозах» и картины Рубенса и О. А. Кипренского?
Вопросы и задания 4. Что рассказывают мифы о возлюбленных Зевса: Данае, Семеле, Европе и Леде? Какую художественную интерпретацию известного мифа предлагает русский художник В. А. Серов в картине «Похищение Европы»?
Творческая мастерская Крылатая богиня Ника Самофракийская наиболее совершенное произведение искусства. Как удалось скульптору передать ее порывистое движение вперед? Чем можно объяснить, что первоначально статуя была установлена на высокой отвесной скале на мраморном постаменте, напоминающем нос боевого корабля? Ника Самофракийская. Начало II в. до н.э. Лувр, Париж.