Лики Аполлона Презентация выполнена Гречко Светланой Юрьевной учителем истории и обществознания МОУ гимназии 9
Аполлон Аполлон покровитель искусства и муз, олицетворение обаятельной мужественности и юной красоты. Для древних греков бог Аполлон имел двойной облик. В «Илиаде» и «Одиссее» Гомера он часто упоминается как бог-убийца, жестокий и безжалостный, «друг нечестивцев, всегда вероломный»....Внял Аполлон сребролукий: Быстро с Олимпа вершин устремился, пышущий гневом, Лук за плечами неся и колчан, отовсюду закрытый; Громко крылатые стрелы, биясь за плечами, звучали В шествии гневного бога: он шествовал, ночи подобный. Гомер. Илиада (Перевод П. П. Гнедича) Само имя бога Аполлона ассоциировалось с греческим глаголом «аполлюми», что означает губить. Позднее Аполлон становится воплощением красоты всех олимпийских богов, олицетворением греческого идеала Человека.
Миф о рождении Аполлона и Артемиды Аполлон и Артемида были детьми Зевса и Латоны, родившимися на о. Делос. Там смогла найти укрытие их мать от преследований Геры, жены Зевса. Аполлон сделал первый шаг и остров покрылся ароматными цветами и травами. Он взглянул на небо и выхватил взглядом солнечный луч, похожий на лук и стрелы. Еще мгновение и эти лучи-стрелы превратились в кифару. С тех пор лук и лира стали его неотъемлемыми спутниками. Гера послала страшного дракона Пифона отомстить Латоне и ее детям. Но ни ужасный вид чудовищного змея, изрыгающего из пасти огонь, ни темнота мрачного ущелья, ни седой от пены горный поток и клубившийся туман не смутили мужественного Аполлона. Стрелу за стрелой посылает он без промаха в пасть чудовища. Страшное чудовище повержено, а на этом месте будет возвышаться храм в честь победы. Место, где по преданию, состоялось Сражение между Аполлоном и Пифоном. Дельфы. Современное фото.
Леохар. Аполлон Бельведерский. IV в. до н.э. Музей Ватикана, Рим.
Пракситель. Аполлон Сауроктон («убивающий ящерицу») Ок. 340 г. до н.э. Лувр, Париж.
"АПОЛЛО́Н КА́ССЕЛЬСКИЙ" условное название античной статуи из музея г. Касселя, в земле Гессен, на западе Германии. Мраморное повторение римского времени древнегреческой статуи из бронзы периода "строгого стиля" ( гг. до н. э.). Из сообщения Павсания известно, что такая статуя была воздвигнута молодым Фидием на Афинском Акрополе в благодарность афинян за избавление от бедствия. Согласно другой версии, этому оригиналу более соответствует "Аполлон Тибрский", а "Кассельского" считают репликой произведения Мирона либо скульптора Каламида. Аполлон Кассельский Аполлон Тибрский
Итак, Пифон повержен, и на месте победы Аполлона в Дельфах возведен храм. Отныне это место станет священным, а дельфийский оракул будет прорицать людям волю богов. Храм Аполлона в Дельфах. V в. до н.э.
СВЯТИЛИЩЕ АПОЛЛОНА В ДЕЛЬФАХ СВЯТИЛИЩЕ АПОЛЛОНА В ДЕЛЬФАХ.
Святилище в Дельфах было возведено в конце IX в. до н. э. и располагалось террасами на горе Парнас у подножия Кастальского ключа. Со всех сторон его опоясывала рельефная лента, на которой был изображен совет богов, сидящих на скамьях и беседующих друг с другом. Приходивший в святилище Аполлона Пифийского в Дельфах у входа омывал себя в волшебном Кастальском ключе, как бы снимая все земные грехи. Он видел перед собой стоящего в колеснице, запряженной четверкой лошадей, бога Аполлона и невольно преклонялся перед этим божеством. Здесь он получал пророческие ответы Аполлона о любых предполагаемых действиях греков, объявлении «священных войн» или их окончании.
Другой достопримечательностью Дельф стало место в одной из расщелин скалы, где находился оракул, произносивший прорицания любому, кто интересовался своей судьбой. К сожалению, о древнем храме почти ничего не известно, от него остались лишь части скульптурной декорации и некоторые архитектурные фрагменты. Но и они наглядно свидетельствуют о широком распространении культа Аполлона в эпоху античности.
Пифийские игры В Дельфах раз в 4 года проводились знаменитые Пифийские игры. Их покровителем стал бог Аполлон. В конкурсных соревнованиях участвовали музыканты и певцы, танцоры и драматические артисты. Стадион, где проходили Пифийские игры, вмещал около 7 тысяч зрителей и выполнен из известняка с горы Парнас.
Пифийские игры – общегреческие празднества в память победы Аполлона над Пифоном. Первоначально это были соревнование поэтов и музыкантов, покровителем которых и был Аполлон, но с 586 г. до н. э. в программу игр были включены и спортивные состязания. Последние Пифийские игры прошли в 394 г. н. э. В это же время императором Феодосием I был окончательно разорен и закрыт и храм Аполлона. В результате археологических раскопок, начатых в 1892 году были открыты остатки храма, театра, ипподрома, раличных памятников и много надписей, что позволило восстановить общий вид святилища.
Аполлон и Ниоба Аполлон и Артемида истребляют детей Ниобы. Сосуд. 450 г. до н.э. Париж, Лувр. Давид. Аполлон и Артемида убивают детей Ниобы
Аполлон и Марсий Школа Праксителя. Музыкальное состязание Аполлона и Марсия. IV в. до н.э. Эрмитаж, Санкт-Петербург Х. Рибера. Аполлон и Марсий г. Национальный музей Сан-Мартино, Неаполь.
Тициан. Наказание Марсия е гг., Картинная галерея, Кромержиж
Аполлон и Дафна Л. Бернини. Аполлон и Дафна. Скульптурная группа гг. Галерея Боргезе, Рим Н. Пуссен. Аполлон и Дафна г. Лувр, Париж
Аполлон и музы Парнаса Му́зы (др. греч.«мыслящие») дочери бога Зевса и титаниды Мнемосины, либо дочери Гармонии, живущие на Парнасе богини покровительницы искусств и наук. От муз происходит слово «музыка» первоначально обозначавшее не только музыку в нынешнем смысле, но любое искусство или науку, связанные с деятельностью муз. Музам посвящались храмы, которые назывались мусейонами (от этого слова и произошел «музей»).
Саркофаг муз (II в. н. э. Лувр, Париж). Слева направо: Каллиопа (со свитком), Талия (с маской в руке), Терпсихора, Евтерпа (с духовым музыкальным инструментом, Полигимния, Клио, Эрато (с кифарой), Урания (с жезлом и глобусом), Мельпомена (с театральной маской на голове)
Кли́о муза истории в древ негреч мифологии. Изображалась со свитком папируса ил и футляром для свитков. Дочь Зевса и Мнемо сины богини памяти. Согласно Диодору, получила имя от того, что воспевание в поэзии даёт восхваляемым великую славу (клеос).
Каллиопа (др. греч. «прекрасноголосая») в древнегреческой мифологии муза эпической поэзии. По этимологии Диодора, получила имя от возглашения прекрасного слова (кален опа). Изображалась с восковыми табличками и стилосом.
Мельпомена (др.- греч. Μελπομένη) в древнегреческой мифологии муза трагедии. Дочь Зевса и Мнемосины, мать сирен. Изображалась в виде женщины с повязкой на голове и в венке из листьев винограда или плюща, в театральной мантии, с трагической маской в одной руке и мечом или палицей в другой (символ неотвратимости наказания человека, нарушающего волю богов). Согласно Диодору, получила имя от мелодии (мелодиа), радующей слушателей.
Терпсихо́ра (др.- греч. Τερψιχόρα) муза танца. Персонаж древнегреческих мифов, популярный образ и символ в искусстве. Согласно Диодору, получила имя от наслаждения (терпейн) зрителей являемыми в искусстве благами. Дочь Зевса и Мнемосины. Считается покровительницей танцев и хорового пения. Изображалась в виде молодой женщины, с улыбкой на лице иногда в позе танцовщицы, чаще сидящей и играющей на лире. Характерные атрибуты: венок на голове; в одной руке она держала лиру
Талия, Фалия (др.-греч. «цвету», «разрастаюсь») в греческой мифологии муза комедии и лёгкой поэзии, дочь Зевса и Мнемосины. Изображалась с комической маской в руках и венком плюща на голове. Согласно Диодору, получила имя от процветания (таллейн) на многие годы прославляемых в поэтических произведениях.
Эрато́ муза любовной поэзии. Атрибут кифара. Согласно Диодору, получила имя от умения обученных становиться желанными для страсти и любви (эперастой).
Эвтерпа или Евтерпа (др.-греч. «увеселяющая») одна из девяти муз, дочерей Зевса и титаниды Мнемосины, муза лирической поэзии и музыки. Изображалась с авлосом или сирингой в руках. Согласно этимологии Диодора, получила имя от наслаждения (терпейн) слушателей, которые получают блага образования. Ее имя среди Муз называет и Цец.
Полиги́мния муза торж ественных гимнов. Согласно Диодору, получила имя от создания многими восхвалениями (диа поллес химнесеос) известности тем, чье имя обессмертила славой поэзия. Она покровительствует поэтам писателям гимнов. Считается, что она хранит в памяти все гимны, песни и ритуальные танцы, которые славят олимпийских богов, также считается, что она изобрела лиру. Полигимния часто изображается со свитком в руках, в задумчивой позе. Полигимния покровительствует в изучении людьми риторики и орат орского искусства.
Ура́ния муза астрономии. Атрибуты небесный глобус и циркуль. Согласно Диодору, получила имя от устремленности к небу (уранос) тех, кто постиг ее искусство. В более поздних изображениях: Иногда изображается в лазоревом одеянии, в звёздочной короне. Иногда в качестве атрибутов зрительная трубка и лист с небесными знаками.
Аполлон Мусагет (предводитель муз). Мраморная статуя из Тиволи. Римская копия с греческого оригинала. II в до н.э. Музей Ватикана, Рим.
А.А. Иванов. Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением гг. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Игорь Федорович Стравинский ( ) – автор музыки к балетному спектаклю «Аполлон Мусагет». Премьера балета сотоялась 27 апреля 1928 г. в Вашингтоне во время фестиваля современной музыки.
А. Мантенья. Парнас г. Лувр, Париж.
Рафаэль. Парнас. Фреска Музей Ватикана, Рим.
Вопросы и задания Каким запечатлен Аполлон в скульптурных произведениях Леохара и Праксителя? Что представляло собой святилище Аполлона в Дельфах? Почему этот город стал крупнейшим политическим и культурным центром Греции? Какие атрибуты и почему обычно сопровождали изображения Аполлона?