«Картины Рубенса» Выполнила: Коваленко Екатерина ученица 11 класса Выполнила: Коваленко Екатерина ученица 11 класса
Питер Пауль Рубенс ( ) фламандский живописец, как никто другой воплотивший подвижность, безудержную жизненность и чувственность европейской живописи эпохи барокко. С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование. Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса. В Рубенс побывал в Италии, где изучал произведения Микеланджело, живописцев венецианской школы, Караваджо. Вернувшись в Антверпен, Рубенс занял место главного придворного живописца правительницы Фландрии инфанты Изабеллы Австрийской. Уже в его первых после возвращения картинах проявилось стремление к переработке итальянских впечатлений в духе национальных художественных традиций.
Картины Рубенса: «Персей освобождает Андромеду» Своей лучистой палитрой Рубенс в картине прославляет рыцарскую доблесть героя, победившего морское чудовище, в жертву которому предназначалась Андромеда. Рубенс воспевает великую силу любви, преодолевающую препятствия. В ярости застыло лицо Медузы, поражающей дракона смертоносным взглядом. Грозно сверкает металл доспехов Персея. Радостно возбужден торжествующий могучий Пегас. Легко и стремительно летит богиня победы Виктория, венчающая Персея лавровым венком. Ярко-красный цвет плаща Персея, холодное серебро его лат контрастируют с теплым нежным тоном тела Андромеды, точно сотканного из света, окруженного ореолом сверкающих золотых волос. Мерцающие пятна светло-желтого, розового, красного и голубого развевающихся одежд, объединенные золотистым подмалевком, образуют единый слитный красочный поток, порождают атмосферу ликования.
«Обнаружение младенца Эрихтония» Царь Афин, которого родила богиня земли Гея от пролившегося семени бога кузнечных дел и мастеров Гефеста. Воспитан Афиной, которая передала младенца в закрытом ящике дочерям Кекропса Герсе, Аглавре и Пандросе. Она запретила девушкам заглядывать в ящик, так как Эрихтоний имел нижнюю половину тела змеиную (или был обвит змеей). Царевны нарушили этот запрет и открыли ящик. Аглавра и Герса за это были поражены безумием и покончили с собой, бросившись с акропольской скалы. После этого Афина сама воспитала Эрихтония в своем храме. Афина дала ему при рождении в кольце капли крови Горгоны (две капли жизни и смерти). Его изображали в облике змеи рядом с Афиной. Повзрослев, Эрихтоний изгнал из страны Амфиктиона и воцарился в Афинах.
«Союз Земли и Воды» Рубенс написал эту картину по возвращению на родину из Италии. Она изображает аллегорическую сцену союза Земли, которую олицетворяет чувственно прекрасная богиня Кибела, держащая в руке рог изобилия, наполненный плодами, и Воды - морского бога Нептуна с грозным трезубцем, полного энергии и силы. Союз Земли и Воды освящает крылатая Виктория, которая возлагает золотую корону на голову богини. Собственно, в греческой мифологии богиня фригийского происхождения Кибела является олицетворением регулирующего, упорядочивающего стихийные природные силы начала. Современники Рубенса считали, что художник изобразил союз города Антверпена с рекой Шельдой, то есть союз торговли и морских дорог - залог и символ процветания Фландрии.
«Суд Париса» Меркурий, чей алый плащ слегка колышет ветер, привел к Парису трех богинь: Юнону с павлином, Венеру с Купидоном и Минерву, которую можно узнать по шлему и щиту с головой Горгоны. Украшенные драгоценностями и почти нагие, женщины стоят перед пастухом Парисом, держащим золотое яблоко, которое он по велению богов должен присудить красивейшей из трех богинь. В этой картине раннего периода творчества Рубенс изобразил один из популярнейших мифологических сюжетов с яркостью и великолепием, типичными для стиля барокко.
«Три Грации» С 1630-х годов начался поздний период художественной деятельности Рубенса. Живописец стал нередко писать картины небольшого формата, несущие отпечаток его личных переживаний. Восприятие мира художником стало глубже, спокойнее. Композиции приобрели сдержанный и уравновешенный характер. Часто в произведениях Рубенса стали звучать откровенно-интимные ноты. Так, в картине «Три грации» художник изобразил свою молодую жену Елену Фаурмент в образах античных богинь.
«Сад любви» Рубенс пишет Елену в образе нескольких женщин в картине «Сад любви», картине, словно наполненной смехом и возгласами молодых пар, собравшихся в парке, шелестом шелковых платьев, трепетом света и воздуха. Голубые, желтые, розовые, красные тона даны Рубенсом в соотношениях друг с другом в тонких и богатых оттенках; они подчиняются основному серебристо-жемчужному или теплому оливковому. Нежные голубоватые тени, легко моделирующие объемы, красноватые рефлексы, скользящие и вспыхивающие, наполняют формы трепетом жизни, художник подчеркивает силу одних тонов и мягкость других.
«Голова Медузы» Изучая в первую половину своей жизни образцовые произведения первоклассных итальянских мастеров эпохи Возрождения, Рубенс брал от каждого из них и навсегда усвоил себе приемы и качества, достойные подражания: от Тициана и Паоло Веронезе он заимствовал блеск и жизненность колорита, разыгрывая в своих картинах как бы целые симфонии красок; от Микеланджело мощность фигур и энергичность движения, по преимуществу драматического; от Леонардо да Винчи и Рафаэля совершенство рисунка и ясность композиции; от Корреджо и Караваджо (на основе знаменитого произведения которого и написана эта картина «Голова Медузы») пластичность форм и искусство светотени; от всех вместе постоянное стремление к изучению натуры, каков бы ни был сюжет.
«Нимфы, преследуемые фавнами» Другое название картины «Диана и нимфы, застигнутые сатирами». Фавн, в античной мифологии, представляется либо в образе Пана, либо в образе Силена или Марсия, его дети фавны в образе Панисков. Фавна, его дочь (или жена), представляет собою женскую ипостась названного бога. Подобно Фавну, она была вещей богиней и называлась Фатуей; в то же время она принадлежала к числу богинь женского производительного начала и, как таковая, отождествлялась с Майей.
«Туалет Венеры» В дальнейшем художник в своем творчестве неоднократно обращался к образу богини любви и красоты Венеры при создании картин историко-мифологического жанра. По возвращении в 1608 году в Антверпен Рубенс стал придворным художником испанской наместницы Нидерландов. Слава живописца Рубенса быстро росла. Многочисленные заказы побудили Рубенса организовать живописную мастерскую, в которой стали работать лучшие художники страны. Своими графическими работами Рубенс формировал национальную школу граверов.
Портреты семьи Рубенса Автопортрет с Изабеллой Брант, 1609 Дочь Клара, 1618 Елена Фурман («Шубка», ок. 1638)
Свояченица Сусанна («Соломенная шляпка») Елена Фурман с детьми