Урок развития связной речи 5 класс Подготовка к сочинению в жанре загадки Корягина Ольга Игоревна, учитель русского языка и литературы ОГОУ «Орловская общеобразовательная школа-интернат V вида.».
Тип, форма и структура урока Тип урока: урок формирования новых знаний. Форма – урок c использованием компьютера. Структура урока сочетает этапы: 1. организационный; 2. постановки цели; 3. введения знаний; 4. обобщения первичного закрепления и систематизации знаний; 5. подведения итогов обучения; 6.определения домашнего задания и инструктажа по его выполнению.
Цели и задачи урока Цель урока формирования знаний - организация работы по усвоению особенности строения и метафорической сути загадки. Задачи: образовательные: познакомить учащихся с признаками загадки; дать представление о метафоре; научить чтению и анализу загадок; активизировать познавательную активность; развивающие: развивать творческие способности; развивать коммуникативные навыки работы в группах; развивать интерес к чтению художественной литературы, развивать связную речь; воспитательные: воспитание чувства любви к природе; воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего.
Речевая разминка С детства знаем мы в лицо Эту цифру – колесо. О
Тема урока: «Учимся сочинять загадки.»
Задача урока Мы будем учиться сочинять загадки. Для этого мы узнаем: как построена загадка; какие у неё признаки; что такое метафора. Отредактируем неудавшиеся загадки.
Прочитайте. Длинноногие сестрицы Вышли в поле на лужок. Словно снег, у них ресницы И, как солнышко, глазок. 1.О чем идет речь? (РОМАШКИ) 2. Это загадка? 3. Почему? (Загаданный предмет не назван, указаны только его признаки)
РОМАШКА Ромашка, -и, ж. Травянистое растение, у цветков которого лепестки обычно белые, а серединка желтая. (Толковый словарь) Белая корзинка Золотое донце, В ней лежит росинка И сверкает солнце. Какие признаки растения называются в статье и в загадке?
Постоянные и наиболее заметные признаки. (Белые лепестки и желтая серединка.) В статье – в прямом значении. В загадке – в переносном. Употребление слова в переносном значении называют метафорой Метафора – от греч. мета «пере-» и форо «несу»
Прочитайте. На травинке солнце бьется, С ветерком на небо рвется, С чем сравнивается цветок? Какого он цвета? Найдите метафору. О чем идет речь?
(У загадки должен быть только один ответ!) Золотой шар Подсолнух Лютик Мать-и-мачеха
На травинке солнце бьется, С ветерком на небо рвется, Но совсем не горячи Солнца белые лучи.
С чем сравнивается ромашка?
Ромашка и солнце. Что общего? Ромашка Круглая Желтая серединка Лепестки Солнце Круглое Желтое Лучи
Признаки загадки Загаданный предмет не назван. Иносказательно отмечены постоянные и наиболее заметные признаки предмета. Основа загадки – сравнение, метафора. Обычно загадка имеет форму стиха.
Редактирование Стоит колокольчик На тонкой ножке В лиловой одежке. (Колокольчик) 1. Какой признак загадки нарушен?признак 2.С чем можно сравнить этот цветок? Колокольчик – звонок, лиловый – голубой, фиолетовый. 3. Где он растет? В траве звонок На тонкой ножке В фиолетовой одежке. (Колокольчик)
Редактирование Под соснами, под ёлками Стоит мешок с иголками. 1. Можно ли дать единственный ответ на загадку? 2. Какие признаки ёжика названы в загадке ? Достаточно ли их? 3. Похож ли ёжик на мешок? Придумайте другую метафору. 4. Как ёжик ведет себя в лесу? Подберите глагол движения. 5. Отредактируйте.
Под соснами, под ёлками Бежит клубок с иголками. «Ёжик»
Майский ландыш. 1. На что похожи цветки ландыша? 2. Подберем сравнения. 3. Что необыкновенного в этом цветке? 4. Используя «подсказки», попробуйте составить загадку про ландыш
Подсказки – метафоры и рифмы. Майские жемчужины, белые сережки, белые бубенчики, бусинки, колокольчики, фонарики, чашечки, короны, ароматные снежинки. Тонкие прутики, зеленые ниточки. Дивный аромат, душистые, чистые, пушистые. Снежинки – травинки На опушке – погремушки Звенят – аромат Звенят – висят Дрожат – аромат Душистые - чистые
Майский ландыш. 1. Майские жемчужины на ниточке дрожат И от них струится дивный аромат. 2. На зеленой тонкой ножке Висят белые сережки, Круглые, душистые, Как росинки, чистые.
Домашнее задание. Придумать загадку про зонтик. 1. С чем можно сравнить зонтик? По назначению. (Скрывает от дождя, ветра, зноя) По внешнему виду (открытый, закрытый). По способности открываться - закрываться. 2. Следуйте этапам конструирования загадки.этапам
Лучшие загадки нашего класса В дождь – грибок раскрытый, в солнце – на вешалке закрытый. Раскрою розовый грибок, чтобы в дождь я не промок. Он нужен и в дождь, и в тепло, чтобы голову не намочило и не напекло.
Спасибо за участие!!!
Список литературы 1.Никитина Е.И. Уроки русского языка в 5 классе.- М.: Просвещение, Картинки: gemini.beon.ru china7.ru
Признаки загадки Загаданный предмет не назван. Иносказательно отмечены постоянные и наиболее заметные признаки предмета. Основа загадки – сравнение, метафора. Обычно загадка имеет форму стиха.
Этапы конструирования загадки Заметить сходство предметов (ромашка похожа на солнце, ёжик на клубок с иголками) Составить сравнение (лепестки - лучи, желтый - золотой) Построить метафору (белая корзинка, золотая серединка, бежит клубок) Придать стихотворную форму.