Экспрессиониз м expressio - выражение (лат.)
Направление, развивавшееся в европейском искусстве и литературе с 1905 по 1920-е гг. Экспрессиониз возник как отклик на острейший социальный кризис 1-й четверти 20 в. (включая 1-ю мировую войну и последовавшие революционные потрясения) и стал выражением протеста против уродств современной буржуазной цивилизации. Социально-критический пафос отличает многие произведения экспрессионизма от искусства авангардистских течений, развивавшихся параллельно с ним или сразу после него (кубизма, сюрреализма).
Эдвард Мунк, "Крик" 1893 г., картон, темпера, пастель Национальная галерея, Осло (Норвегия)
Эдвард Мунк, "Волна"
Протестуя против мировой войны и социальных контрастов, против засилья вещей и подавленности личности социальным механизмом, а иногда обращаясь и к теме революционного героизма, мастера экспрессинизма совмещали протест с выражением мистического ужаса перед хаосом бытия. Кризис современной цивилизации представал в произведениях экспрессионизма одним из звеньев апокалиптической катастрофы, надвигающейся на природу и человечество. Термин экспрессионизм впервые употребил в печати в 1911 Вальден - основатель экспрессионистского журнала "Штурм" ("Der Sturm").
Эдвард Мунк, «Мадонна"
Карл Шмидт-Роттлуфф, "Натюрморт с горшком крокуса".
Принцип всеохватывающей субъективной интерпретации действительности, обусловил тяготение к иррациональности, обостренной эмоциональности и фантастическому гротеску, нередко - к полному или частичному уничтожению границ между персонажами и окружающей их естественной (или городской) пейзажной средой. Ярче всего принципы экспрессионизма выявились в искусстве Германии и Австрии.
Эмиль Нольде. "Возбужденные люди".
Эрнст Кирхнер. «Красная башня в галле».
М. Бекман. «Ночь» г. Галерея Г. Франке. Мюнхен
Шиле, «Эгон. Старая мельница.»
Василий Кандинский "Одесса. Порт" 1898 г Холст, масло Москва, Государственная Третьяковская галерея
Василий Кандинский "Синий всадник" 1903 г Картон, масло Цюрих, частная коллекция
Василий Кандинский «Фуга» 1914 г Холст,масло Базель. Швейцария. Колллекция Эрнста Байелера
Василий Кандинский "Казаки Холст, масло. Москва, Государственная Третьяковская галерея
Фовизм фовисты- дикие (франц.) одно из самых блистательных проявлений экспрессионизма "Они швырнули публике в лицо банку с красками" И действительно,фовисты использовали только чистые и контрастные цвета и принципиально отказались от тени. Они не хотели придавать своей живописи иллюзию реальности, а наоборот, хотели избавиться от этой "фальши".
АНРИ МАТИСС – «Танец» 1910 г., холст, масло Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург (Россия)
АНДРЕ ДЕРЕН – «Мост Черинг Кросс в Лондоне» 1906 г., холст, масло, Музей Орсе, Париж