« Уроки доброты » ( по произведению Валентина Григорьевича Распутина « Уроки французского »). ГУ «Кожоховская средняя школа» 2010 год
Обучающие : Углубить знания творческой биографии В. Г. Распутина Учиться анализировать произведение с опорой на цитаты текста Развивающие: Развивать умения работы с текстом Развивать устную речь посредством развернутого ответа на вопросы Обогащать лексику путем ввода литературных понятий и объяснения лексического значения слов Воспитывающие: Показать на примере повести В. Распутина «Уроки французского», какое значение в жизни имеет душевная доброта
Нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что ты сделал людям хоть каплю добра Л. Н. Толстой
художник В. Гальдяев Проблемный вопрос: Какие «уроки доброты» получил мальчик?
Добро - 1. Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок. Желать добра кому-н. 2. Имущество, вещи (разг.) Накопить добра. 3. О ком-чём-нибудь плохом, негодном (разг. пренебр.). Такого добра и даром, не надо. Урок -1. Учебный час, посвященный отдельному предмету. Учитель дает урок. 2. Учебная работа, заданная школьнику на дом. Задать уроки. Сделать, приготовить уроки. 3. Нечто поучительное, то, из чего можно сделать вывод для будущего. Получить хороший урок. Извлечь урок.
Герасимов «Зима»
Автобиографическими называют художественные произведения, в которых автор использовал как материал события из своей личной жизни.
Работа в группах : Первая группа представляет внешний облик учительницы, её поведение и речь 1) Опишите внешность Лидии Михайловны. Выделите ключевые слова. Как они раскрывают замысел автора? 2) Какова её манера держаться? Как она характеризует учительницу? 3) Каковы особенности речи Лидии Михайловны?
Работа в группах : Первая группа представляет внешний облик учительницы, её поведение и речь 1) Опишите внешность Лидии Михайловны. Выделите ключевые слова. Как они раскрывают замысел автора? 2) Какова её манера держаться? Как она характеризует учительницу? 3) Каковы особенности речи Лидии Михайловны?
художник В. Гальдяев
Работа в группах: Вторая группа – взаимоотношения Лидии Михайловны с мальчиком 1) Как герой относился к учительнице? 2) Как Лидия Михайловна относилась к мальчику? 3) Почему она предложила ему дополнительные занятия на дому?
Работа в группах: Вторая группа – взаимоотношения Лидии Михайловны с мальчиком 1) Как герой относился к учительнице? 2) Как Лидия Михайловна относилась к мальчику? 3) Почему она предложила ему дополнительные занятия на дому?
Работа в группах: Третья группа должна оценить решение учительницы играть с учеником в замеряшки и ответить на проблемный вопрос: «Поступок это со стороны учительницы или преступление?» 1) Почему учительница предложила ребёнку игру на деньги? 2) Согласны ли вы со словами директора, что это «преступление, растление, совращение»? 3) Как ведёт себя учительница во время прихода директора?
художник В.Гальдяев
Портрет - изображение в художественном произведении внешности человека: его лица, фигуры, одежды, манеры держаться. Портрет нередко помогает раскрыть особенности характера.
Антитеза – ( гр. Antithesis – противоречие, противоположение ) – с тилистическая фигура р езкого противопоставления.
Персо наж ПортретЧерты характера Лицо, фигура, прическа ГолосОдежда, обувь
Персо наж ПортретЧерты характера Лицо, фигура, прическа ГолосОдежда, обувь Лидия Михай ловна Косящие, внимательные глаза, правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными, чтобы скрыть в них косинку, глазами, тугая, редко раскрывающаяся до конца улыбка, черные, коротко остриженные волосы Мелкий и легкий, в него приходилось вслушиваться Аккуратная, красивая в одежде Добрая, умеющая сострадать, внимательная Работа с р аздаточным м атериалом
ПерсонажПортретЧерты характера Лицо, фигура, прическа ГолосОдежда, обувь Мальчик Тощий мальчишка с разбитым лицом, обвислые плечи Тихий, неуверенный Неопрятный, в старом, застиранном пиджачишке, в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах со следами драки Замкнутый, робкий, молчаливый, упорный, диковатый, искренний Работа с р аздаточным м атериалом
Персо наж ПортретЧерты характера Лицо, фигура, прическа ГолосОдежда, обувь Вадик Птаха Рослый и крепкий с длинной рыжей челкой, злые прищуренные глаза Большеголовый, стриженный под машинку, коренастый парень Уверенный, командный Уверенный, громкий Красивая толстая куртка с замком Шапка с подвернутыми ушами, сидящей беззаботно и смело, в клетчатой, навыпуск рубахе с короткими рукавами Ленивый, смелый, несправедливый, завистливый Смелый, задиристый, горячий Работа с р аздаточным м атериалом
Первый урок : « Настоящая мать всю жизнь заботится о своих детях, и дети должны быть благодарны ей за это ». Второй урок: «Будь самостоятельным, гордым. Заботься о себе сам, не надейся на окружающих. Оправдывай доверие других». Третий урок: «Не горячись, уступи тем, кому всё равно ничего не докажешь. Научись прощать обиды». Четвёртый урок: «Будь принципиальным. Не пресмыкайся перед теми, кто сильнее тебя». Пятый урок: «Будь добрым и отзывчивым, люби людей. Помоги человеку в безвыходной ситуации»
Нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что ты сделал людям хоть каплю добра Л. Н. Толстой Как эпиграф связан с «уроками доброты»? Как вы понимаете высказывание Как эпиграф связан с «уроками доброты»? Как вы понимаете высказываниеЛ.Н.Толстого?
Истинное д обро с о с тороны т ого, к то т ворит е го, и меет меньшую п амять, ч ем с о с тороны т ого, к то е го п ринимает. Добро б ескорыстно, и в э том е го ч удодейственная с ила. Добро в озвращается д обром. В. Г. Распутин