Профилактика нарушений зрения
С началом «эры компьютеризации» было отмечено специфическое зрительное утомление у детей и взрослых, работающих на компьютерах, получившее общее название «компьютерный зрительный синдром» (CVS Computer Vision Syndrome) В
«Компьютерный зрительный синдром» обусловлен следующими особенностями работы за компьютером и погрешностями в этой работе: свечением и мерцанием монитора; постоянным переводом глаз с клавиатуры на монитор; использованием устаревшей техники;
Каковы основные симптомы данного расстройства? быстрая утомляемость глаз; сухость, покраснение, резь в глазах; головная боль; болезненные ощущения в области спины, шеи, плеч; слезоотделение; подрагивание век
Предупредить переутомление и все негативные моменты занятий за компьютером можно, если соблюдать все гигиенические требования к процессу обучения за компьютером; ограничивать длительность занятий, проводить гимнастику для глаз; правильно обустроить рабочее место; следить за правильной посадкой; использовать только качественные программы, способствующие возрасту ребенка.
Детские психологи утверждают, что для любого человека и в первую очередь для детей, условно время отдыха, проведенное за играми на компьютере, можно определить как его возраст полных лет, приравненный к минутам, увеличенный в дватри раза, причем время отдыха от компьютера должно быть в дватри раза больше времени, проведенного за компьютером.
Чтобы указанные нарушения здоровья не возникли, необходимо соблюдать гигиенические требования:
Экран видеомонитора должен находится на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50см. Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них. Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия нескольких ребят.
Основные направления профилактики нарушений здоровья детей при работе за компьютером: Ограничение количества времени, проводимого детьми за компьютером; Чередование компьютерных занятий и физической активности, не требующей напряжения зрения; Использование упражнений, снижающих зрительное утомление, например, слежение за объектами, движущимися в поле зрения, или концентрация зрения на удаленных предметах;
Попеременное использование работы с текстовым документом и игр, в которых присутствуют движущиеся объекты; Подбор стула, соответствующего росто- возрастным показателям ребенка; Принятие мер по уменьшению отражений от монитора (например, выключение верхнего освещения, задергивание штор на окнах, поворот монитора; Контроль позы ребенка, формирование привычки сидеть ровно и смотреть прямо на монитор;
обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза; повышает силу, эластичность и тонус глазных мышц и нервов; снимает переутомление зрительного аппарата; совершенствуя координацию движений глаз, повышает способность зрительного восприятия и оценки объектов окружающего пространства; корректирует функциональные дефекты зрения. Гимнастика для глаз
Комплекс упражнений по методу Г.А. Шичко Пальминг Центр ладони должен быть над центром глазного яблока. Основание мизинца (и правой, и левой руки) на переносице, как мостик очков. Ладошки на глазах должны лежать так, чтобы ни единой дырочки не было, чтобы глаза находились в кромешной тьме. Локти поставить на стол, сесть поудобнее. Спина прямая, голову не наклонять. Под ладошками темно. Можно представить себе приятную картину. В какое-то мгновение начнет казаться, что кто-то вас раскачивает, значит, пальминг можно заканчивать.
Вверхвниз. Влевовправо Двигать глазами вверх вниз, влево вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти. Круг Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки. Квадрат Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла, в левый нижний, в левый, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.