Разговорный Научный Официально-деловой Публицистический Художественный.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Для чего нужна человеку речь ? РЕЧЬ ПОМОГАЕТ Общаться Делиться мыслями,чувствами Договориться о чём- нибудь Согласовать свои действия. Похвалить, развеселить,
Advertisements

Речевая ситуация Где говорим? С кем ? С какой целью? В официальной обстановке В неофициальной обстановке С одним человеком Общение Сообщение Воздействие.
СТИЛИ РЕЧИ Презентация преподавателя русского языка Ситчихиной Елены Михайловны.
Агафонова Елена Евгеньевна Если угодно, язык – это океан. Можно черпать в сосуды различной формы. Одна и та же вода принимает форму бутылки, куба, древнегреческой.
Название стиля: Научный Функциясообщение научных сведений, научное объяснение фактов Сфера употребления официальная обстановка Жанрынаучная статья, доклад,
Стили речи РазговорныйКнижные Официально -деловой Научный Публицисти ческий Художеств енный.
Стилистика Языковые средства стилей Стили литературного языка. Типы речи 9 класс Учитель литературы: МБОУ ЛСОШ 3 Выборова И. Г.
Стили речи (развитие речи- 9класс) Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ п. Изоплит Гончаровой Л.В.
СТИЛИ РЕЧИ Высокая культура разговорной и письменной речи, умение пользоваться его выразительными средствами – самая надежная рекомендация каждого человека.
Функциональные стили речи исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения ; разновидность литературного.
Существует 5 функциональных стилей: Научный значение состоит в том, чтобы дать точное и ясное представление о научных понятиях (например, терминологическая.
Научный стиль Научный стиль стиль научных сообщений. Сфера использования этого стиля наука и научные журналы, адресатами текстовых сообщений могут выступать.
Презентация по русскому языку на тему: Стили речи Работу выполнили ученицы 10в класса Васильцова Екатерина и Ерохина Наталья.
Стили речи русского языка Назаренко Оксана Вячеславовна, канд. филол. наук, преподаватель кафедры гуманитарных и экономических дисциплин.
Особенности публицистического стиля. Сфера употребления Общественно-экономические Политические Культурные отношения Газеты, журналы.
Урок русского языка в 11 классе Тема урока: Особенности публицистического стиля Учитель: Борисова В. Г.
Функциональные стили речи. Функциональные стили речи : Исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого.
Стили речи. Публицистический стиль речи.. С тилистика- раздел науки о языке, изучающий стили речи и их особенности.
Презентация к уроку по русскому языку на тему: Публицистический стиль: его задачи, сфера применения, жанры.
Публицистический стиль речи. Выполнила ученица 11 класса «Б» МОАУСОШ школы200 Якубовская Таисия.
Транксрипт:

Разговорный Научный Официально-деловой Публицистический Художественный

Цель общения Cфера употребления – общение с близкими и хорошо знакомыми людьми, сфера бытовых отношений и устная форма профессиональных. Стилевые черты - Мы не всегда знаем, о чём будем говорить. - Мы не знаем, какие слова подберём. - Мы должны видеть и слышать участника разговора. Языковые средства: ограничен состав книжных слов, много просторечных слов, большое количество междометий, частиц, наличие неполных и коротких предложений, богатство интонаций.

Сфера употребления – язык художественной литературы. Цель использования – создание художественного образа, эмоционально –эстетическое воздействие. Художественный стиль отличается образностью, широким использованием изобразительно – выразительных средств языка. Языковые средства : 1.Эпитеты, сравнения, метафоры, гипербола и т. д. 2.Стилистические фигуры: анафора, антитеза, бессоюзие,градация,инверсия, параллелизм, риторический вопрос, обращение, умолчание, эллипсис, эпифора.

Сфера употребления –стиль радио, телевидения, газетных, журнальных статей. Цель – передача информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя. Жанры: информация, критическая заметка, репортаж,интервью,статья, рецензия, зарисовка, очерк,фельетон. Чтобы воздействовать на воображение и чувства читателя, используются ЭПИТЕТЫ, СРАВНЕНИЯ, МЕТАФОРЫ, просторечные слова, фразеологизмы Важнейшее качество - ОБЩЕДОСТУПНОСТЬ: рассчитан на широкую аудиторию и должен быть понятен всем.

Сфера употребления - используется в официальной обстановке (сфера законодательства, делопроизводства, административно –правовой деятельности ). Цель –сообщение, информирование. Основные жанры: законы, приказы,постановления, резолюции, протоколы, акты, справки, инструкции, объявления, деловые бумаги (заявление, рапорт, докладная…) Особенности языка: 1.Официально – деловая лексика 2.Устойчивые, стандартизированные обороты речи 3.Точность,не допускающая иного толкования. 4.Все документы лишены эмоциональности, отсутствуют изобразительные средства языка.

ЦЕЛЬ - СООБЩЕНИЕ, ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ Стилевые черты: логичность изложения, отвлечённость и обобщённость, точность, доказательность, неэмоциональность и объективность Языковые средства: термины, отвлечённые и обобщённые понятия, сложные синтаксические конструкции

Задание: 1.Прочитайте текст два раза. При первом чтении используйте первый синоним, данный в скобках, а затем прочитайте текст со вторым синонимом. Что получилось? 2.В чём заключается разница между двумя прозвучавшими текстами? У ручья (выросла, вымахала)красавица Роза. На ветку перед ней (сел, взгромоздился) Соловей. С восхищением он( смотрел, уставился) на Розу, (воспевая, расхваливая ) её красоту. Соловьиные (трели, верещания) звучали над ручьём, и тот (вторил, поддакивал) им тихим (журчанием, бульканьем). Но пришла осень. (Опали, отвалились) лепестки прекрасной Розы. Ручей (унёс, уволок) их вдаль, и (смолкла, заглохла) соловьиная песня. А.Смирнов.

Задание: 1.В данном тексте встречаются синонимы к слову глаза: глазёнки, гляделки. С какой целью использовал их автор ? глазёнки 2.Как меняются прилагательные и глаголы, оказавшись рядом с этими синонимами? 3.Что, по вашему мнению, будут представлять собой люди – обладатели глаз, глазёнок, гляделок? ГЛАЗА Были глаза: чёрные, прекрасные. Взглянут – и смотрят, и спрашивают. И были глазёнки: серые, плутоватые – всё шмыгают, ни на кого прямо не смотрят. Спросили глаза : - Что вы бегаете? Чего ищете ? Забегали глазёнки, засуетились, говорят : - Да так себе,понемножечку,полегонечку, нельзя – помилуйте, надо же – cами знаете. И были гляделки : тусклые, нахальные.Уставятся и глядят. Спросили глаза : - Что вы смотрите ? Что видите? Скосились гляделки, закричали : - Да как вы смеете? Да кто вы? Да кто мы ? Да мы вас ! Искали глаза глаз таких же прекрасных, не нашли и сомкнулись. Ф. Сологуб.

Разговорный: непринужденность расплывчатость Художественный: образность эмоциональность Официально-деловой: официальность точность Научный: отвлеченность точность логичность Публицистический: призывность эмоциональность

Задание 1. Определите, к каким функциональным стилям относятся следующие фрагменты текстов. 1. Физические и химические свойства воды; количество работы, доставляемой парами воды; одна весовая часть воды; температура кипения воды; перегонка воды; хорошая питьевая вода. 2. Сдержанный ропот воды; весна воды; лучезарная тишь воды; все вместе сливается в одну песню воды; пение птиц вы­шло из песни весенней воды; одна вода говорила, что вот этот путь раньше приведет к цели. 3. Члены трудового коллектива в истекшем году приложили много усилий для устранения недостатков в работе и улучшения качества продукции. Выявили причины недостатков, наметили мероприятия по их устранению. Заключили взаимовыгодные договоры со смежниками, приобрели новое оборудование... Это позволило предприятию выйти на проектные мощности.

«Язык что одежда»,-говорит некий английский лингвист. И действительно, на лыжах не ходят во фраке, никто не явится на официальный бал, облачившись в замусоленную курточку, которая вполне хороша для черновой работы в саду.

Задание 1. Найдите стилистические ошибки. Определите их тип и исправьте. В наши прекрасные, счастливые, веселые, радостные дни проходит много мероприятий в нашем городе. Достоевский лез из кожи, чтобы быстрее написать свой роман. Не ее ему лучше надо было бы встретить. Юный юнец учился хорошо. Заботливая няня заботилась о нас с душой. «Мама, в силу своей безысходности, сегодня я в школу не пойду». Произведение «Война и мир» пользуется большим спросом у населения. Ну, короче, давайте начнем наш семинар. Когда же наступит летний период? Мне пришлось отступать назад, когда я увидел медведя. Приехали, значит, мы однажды как бы увидеть всех своих друзей.

Задание 2. Вставьте слова, наиболее точно выражающие мысль; мотивируйте свой выбор. Человек... (изобрел, нашел, отыскал, придумал, создал) слова для всего, что обнаружено им... (в мире, во вселенной, на земле). Но этого мало. Он... (назвал, объяснил, определил, указал на) всякое действие и состояние. Он... (назвал, обозначил, объяснил, окрестил, определил) словами свойства и качества всего, что его окружает. Словарь.....(воспроизводит, определяет, отображает, отражает, фиксирует) все изменения,... (происходящие, совершающиеся, существующие) в мире. Он... (запечатлел, отразил, сохранил) опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни,... (движению, прогрессу, развитию) техники, науки, искусства. Он может... (выделить, назвать, обозначить, определить, указать на) любую вещь и располагает средствами для... (выражения, обозначения, объяснения, передачи, сообщения) самых отвлеченных и обобщенных идей и понятий. (По С. Маршаку)

ПРОВЕРЬ СЕБЯ. Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во вселенной. Но этого мало. Он назвал всякое действие и состояние. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружает. Словарь отражает все изменения, происходящие в мире. Он запечатлел опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, развитию техники, науки, искусства. Он может назвать любую вещь и располагает средствами для выражения самых отвлеченных и обобщённых идей и понятий.