Тема занятия 26: «СПП с несколькими придаточными. »
Цель занятия: Повторить типы подчинения придаточных в СПП.
СПП с несколькими придаточными 1 СПП с последовательным подчинением придаточных В мае путешественники были на Сахалине, где встретили экспедицию, которая исследовала нефтяные богатства острова. 2 СПП с параллельным подчинением придаточных Когда воздушный шар стал подниматься вверх, то раздались громкие крики, которые далеко разносились в морозном воздухе. 3 СПП с однородным подчинением придаточных Мне казалось, что отец смотрит на меня насмешливо и недоверчиво, что я для него еще ребенок.
СПП с последовательным подчинением Первое придаточное относится к главной части, второе к этому придаточному и т.д. [ Виктор попросился в забойщики ], (почему?) ( потому что слышал ), (что?) ( что это самая почетная профессия на шахте ). [ ],(потому что…), (что… ) 1) Иногда вторая придаточная часть может «прыгнуть» внутрь первой придаточной. В этом случае получается стечение союзов, то есть два союза стоят рядом (что и если, что и когда и др.) Самый трудный случай – это постановка запятой между двумя союзами. [ Она сказала ему ], ( что, ( если он болен ), надо лечиться. ) (Сравните: [ Она сказала ], ( что надо лечиться ), ( если он болен ). Вторая придаточная если он болен стала внутрь первой, два союза что и если стали рядом) Запятая между союзами ставится, если далее (после внутренней придаточной) не идет вторая часть союза – то или так. 2) Запятая между союзами не ставится, если далее идет вторая часть союза то. [ Она сказала ему ], ( что ( если он болен ), то надо лечиться. )
СПП с параллельным подчинением. Придаточные относятся к одной общей для них главной части и являются разными по значению. ( Когда мы пришли ), [ отец показал мне несколько крупных окуней и плотиц ], ( которых он выудил без меня ).
СПП с однородным подчинением. Придаточные относятся к одной общей для них главной и являются одинаковыми по значению – однородными (Кто не чувствует уверенности в своих силах), (у кого нет решимости), [пусть уж лучше останется на своем теперешнем месте] Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы, перед которыми запятые ставятся так же, как при однородных членах. [Слышно было], (как в саду шагал садовник) и (как скрипела его тачка). Обратите внимание: часто при однородном подчинении во второй придаточной части опускается союз. [Слышно было], (как в саду шагал садовник) и (скрипела его тачка).
В предложении может быть одновременно несколько типов подчинения. Например, СПП с параллельным и последовательным подчинением. [ В воздухе, ( куда ни взглянешь ), кружатся целые облака снежинок ], ( так что не разберешь ), ( идет ли снег с неба или с земли ).
Домашнее задание. А1. Укажите предложения с последовательным подчинением: а) Григорий Иванович пожал плечами и более с нею не спорил, ибо знал, что противоречием с неё ничего не возьмешь, и пошёл отдыхать от своей достопримечательной прогулки. (А.П.) б) Те из моих читателей, которые не живали в деревнях, не могут себе вообразить, что за прелесть эти уездные барышни! (А.П.) в) Просвещённый читатель ведает, что Шекспир и Вальтер Скотт оба представляли своих гробокопателей людьми весёлыми и шутливыми, дабы сей противоположностию сильнее поразить наше воображение. (А.П.) г) И взошедший месяц долго ещё видел толпы музыкантов, проходивших по улицам с бандурами, тюрбанами, круглыми балалайками, и церковных песельников, которых держали на Сечи для пенья в церкви и для восхваленья запорожских дел.(Н.Г.) А2. Укажите тип подчинения придаточных в предложении. Мальчишки, притихшие, глядели вслед грузовику, пока тот не отъехал за перекресток, пока не рассеялась поднятая им пыль, пока сам он не стал клубом пыли. А3. Укажите тип подчинения придаточных в предложении. Когда он подъезжал к заднему двору, Егорушка напряг своё зрение, чтобы получше рассмотреть его. А4. Укажите тип подчинения придаточных в предложении. Я слышал, как Гайдар чистил котелок песком и ругал его за то, что у того отвалилась ручка. А5. Укажите тип подчинения придаточных в предложении. Я подумал, что, если Мишка сейчас прочитает мои мысли, будет не так уж плохо.
А6. Укажите тип(-ы) подчинения придаточных в предложении. Когда туман рассеялся, когда серые облака поднялись вверх и растаяли когда солнце вышло из-за горы, когда всё вокруг засияло в его лучах, туристы прошли уже километров семь от того села, в котором мы ночевали. А7. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. (1) Неожиданно Лёлька подошла к комоду и с трудом выдвинула огромный тяжёлый ящик. (2) Она долго рылась, пока не извлекла из его недр две гладкие голубые ленточки. (3) Их Лелька вплела в косички и завязала бантами. (4) Когда в доме живёт чужой человек, чувствуешь неловкость, даже если его целыми днями нет дома. (5) И Лёлька не скачет через две ступеньки, а ходит плавно и, когда садится, поправляет платье. (6) Ей кажется, что лейтенант не спускает с неё глаз, хотя на самом деле он далеко в степи.(Ю.Яковлев) А8. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения. (1) Они подошли к дому. (2)Сергей сказал, что задержит Альку ненадолго. (3) Однако Алька вернулся только ко сну. (4) Натка раздела его, уложила и, закрыв абажур платком, стала перечитывать второе, только что сегодня полученное письмо. (5) Мать с тревогой писала, что отца переводят на стройку в Таджикистан и что скоро всем надо будет уезжать. (6) Мать волновалась, горячо просила Натку приехать пораньше и сообщала, что отец уже сговорился с горкомом, и если Натка захочет, то и ее отпустят вместе с семьей. (А.Гайдар) А9. Среди предложений 1-7 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным и однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. (1) Коленка почти упирается в подбородок. (2) Иголка тянет за собой рыжую нитку. (3) Лёлька так увлеклась работой, что не замечает, как отворяется калитка и кто-то входит в палисадник. (4) Когда девочка поднимает глаза, перед ней стоят Фёдор Фёдорович, председатель поселкового Совета, и незнакомый военный. (5) Лицо Федора Федоровича коричневое, испечённое на солнце. (6) А военный - бледнолицый. (7) Он еще не загорел на степном солнышке. (8) В одной руке он держит чемодан, в другой, согнутой в локте, - шинель. (Ю.Яковлев)
А10. Среди предложений 1-7 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. (1) Но Олег уже поборол в себе страх. (2) Он живо представил себе, как в его альбоме весенних фотографий появится редкостный снимок. (3) От этой одной мысли у него перехватило дух. (4)Вот удивятся все школьники, когда узнают, что Гудков сфотографировал в лесу живого медведя! (5) Да ещё какого! (6) Медведя-музыканта, медведя в белой манишке. (7) Искать такого станешь, и не найдёшь. (В.Савин)