Мониторинг Впереди мы уже шли. Теперь давайте пойдем в сторону здравого смысла. Анатолий Рас
Мониторинг качества образования – основа анализа и самоанализа учебно- воспитательного процесса. Главная миссия школы – создание максимально благоприятных условий для самообразования и саморазвития личности. М. М. Поташник
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МОНИТОРИНГА Понятие качества образования. Мониторинг качества образования, его цель, задачи, функции. Критерии оценки деятельности школы, работы учителя, управленческой деятельности. работы учителя, управленческой деятельности.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОНИТОРИНГА Мониторинг качества образования – это систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием, развитием системы образования, качественными и количественными изменениями в ней. Мониторинг сам по себе не является отдельной управленческой функцией. Он выступает скорее как составляющая компонента таких управленческих функций, как анализ и контроль, система измерения динамики качественно- количественных изменений объекта.
МОНИТОРИНГ система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающей непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование развития.
МОНИТОРИНГ строится на четких основаниях для измерения и сравнения; основанием для измерения является соответствие какому-либо эталону: стандарту, норме, требованию.
Виды мониторинга 1. Статистический мониторинг базируется на жестко закрепленных данных государственной статистической отчетности и четко отлаженной и регламентированной системе сбора информации. базируется на жестко закрепленных данных государственной статистической отчетности и четко отлаженной и регламентированной системе сбора информации. 2. Нестатистический мониторинг (мягкий) базируется на самостоятельно разрабатываемых исследователями показателях и соответственно частных шкалах измерения данных показателей с самостоятельно заданными периодами измерения. (мягкий) базируется на самостоятельно разрабатываемых исследователями показателях и соответственно частных шкалах измерения данных показателей с самостоятельно заданными периодами измерения.
ВИДЫ МОНИТОРИНГА Информационный.Базовый.Проблемный.Управленческий.
ИНСТРУМЕНТАРИЙ МОНИТОРИНГА многоуровневая система повторяющихся диагностических процедур, проводимых с использованием количественных методик, максимально объективизирующих качественные показатели избранных объектов.
Определение цели и выбор объектов Программа мониторинга должна быть: - инструментом для принятия управленческих решений, направленных на повышение качества образования на основе объективной информации; - средством обеспечения адекватности принятия управленческих решений; - информационным ресурсом для определения тенденций развития образовательного учреждения, его перспектив.
Мы не создаём программу один раз и навсегда. Она будет периодически меняться с изменением цели мониторинга.
Каким образом может быть сформулирована цель мониторинга? Целевой ориентир заключается в сборе, обработке, хранении и распространении достоверной информации о качестве образовательных результатов, условиях и цене их достижения. О чем (о каких результатах, условиях и цене их достижения) мы будем собирать информацию? Как мы будем собирать (с помощью каких методов) информацию? Каким образом мы будем ее обрабатывать? Какую информацию, и каким образом мы будем хранить? Кого и каким образом мы будем информировать о результатах мониторинга? Как мы будем работать дальше?
Результаты Соответствуют ГОСТам. Ожидания учеников и их родителей. Социальный заказ, требующий изучения и формирования в условиях конкретного ОУ
Условия образовательной деятельности характеризуют требования к ресурсному обеспечению образовательного процесса. Условия образовательной деятельности характеризуют требования к ресурсному обеспечению образовательного процесса. Цена достижения образовательных результатов характеризует те усилия всех участников образовательного процесса в достижении требуемых результатов, то есть «их нагрузку». Цена достижения образовательных результатов характеризует те усилия всех участников образовательного процесса в достижении требуемых результатов, то есть «их нагрузку».
Очень часто шаги, предпринимаемые ОУ для определения резервов повышения качества образования, сводятся к усилению внутришкольного контроля за деятельностью учителя на уроке.
В общем смысле критерий – это мерило оценки или суждения. В общем смысле критерий – это мерило оценки или суждения. Показатель – данное, по которому можно судить о развитии, ходе, состоянии чего-нибудь. Показатель – данное, по которому можно судить о развитии, ходе, состоянии чего-нибудь. Критерии и показатели оценки объектов
Требование к критериям Критерий должен позволять производить измерение. Существуют критерии которые не измеряются с помощью объективных методик (воспитанность). Существуют критерии которые не измеряются с помощью объективных методик (воспитанность). Некоторые критерии имеют слабую динамику - имеет смысл производить замер один раз в несколько лет (развитость познавательных процессов). Некоторые критерии имеют слабую динамику - имеет смысл производить замер один раз в несколько лет (развитость познавательных процессов). Есть критерии, по которым можно дать только качественную оценку (интерес к проведенным творческим делам). Есть критерии, по которым можно дать только качественную оценку (интерес к проведенным творческим делам).
Объект мониторинга Критерии оценки Показатели оценки Образовательные результаты Обученность Фактический запас знаний по предметам Сформированность предметных умений Сформированность умений учиться Обучаемость Темп продвижения в освоении знаний и формировании умений Легкость освоения материала (отсутствие напряжения, утомления и т. п.) Гибкость в переключении на новые способы и приемы работы Прочность сохранения освоенного материала Творческие успехи Результаты участия в олимпиадах, соревнованиях Сертификаты (конкурсов, и мероприятий системы ДОО)
ОбъектКритерий Показатель Инструментарий
Что влияет на качество мониторингового исследования? Качество инструментария (социологические, педагогические, психологические, статистические, медицинские методы). Требования Валидность, надежность, удобство использования, соответствие целям обследования, корректность статистических процедур стандартизированность, апробированность и т. п.
По каким методикам собирать информацию? Для контроля за учебным процессом: методики оценки качества деятельности учителей; методика оценки качества проведения урока; методика оценки деятельности методических объединений учителей; рейтинговая система оценки качества ЗУНов учащихся. Для контроля за работой с кадрами: процедуры аттестации педагогических работников; процедуры оценки уровня профессиональной подготовленности работников; технология коллективного, взаимо- и самоконтроля членов педагогического коллектива и учащихся.
Для контроля за работой с контингентом учащихся: использование пакетов психологических тестов; медицинские методы контроля за состоянием здоровья учащихся. Для контроля за МТБ: методы измерения освещённости школьных помещений; методики оценки технического оснащения школы.
Профессионализм и подготовленность людей Профессионализм и подготовленность людей Чем меньший профессионализм предполагается у пользователя, тем более жесткой должна быть инструкция по проведению и контроль за ее соблюдением. Если нет возможности воспользоваться услугами профессионала, используйте проверенный инструментарий.
Цикличность Цикличность Обязательно учитывайте времена года, четверти или полугодия, когда предполагаете провести обследование. Значимость индикатора и его смещение Не абсолютизируйте какой-то один индикатор, используйте совокупность разных индикаторов.
Различная мотивация участников в естественных условиях Различная мотивация участников в естественных условиях При анализе результатов необходимо учитывать такие факторы, как корпоративная культура, взаимоотношения в коллективе, которые могут оказать влияние на конечный результат. Эффект повторного измерения Чередование заданий, использование банков заданий.
Групповая фальсификация результатов. Изменение группы в процессе проведения мониторинга. Естественное развитие. Социально-территориальные особенности групп.
Программа мониторинга Уровень управления Уровень отдельного ученика Уровень класса Уровень параллели Уровень ступени образования Уровень школы в целом Субъекты мониторинга Ученик, учитель, родители, психолог, социальный педагог Учителя, классные руководители, психолог, социальный педагог Учителя, классные руководители, председатель методического объединения Председатели методического объединения, завучи Школьные администраторы Разграничение мониторинговых функций на разных уровнях управления школой возможно в следующей логике: Разграничение мониторинговых функций должно быть связано не с увеличением выполняемых поручений субъектами мониторинга, а с заменой существующих. Это чрезвычайно важно, т. к. в противном случае мониторинг не будет запущен по объективным причинам перегрузки.
координации их деятельности С расширением субъектов мониторинга и разграничением мониторинговых функций возникает необходимость в координации их деятельности. Безусловно, хорошо, если школа может позволить себе ввести ставку координатора мониторинга, но если такой возможности нет, то возникает необходимость анализа структуры управления школой и поиска резервов и возможностей.
Кто реально может в школе координировать и проводить мониторинг? Инициативная группа, образованная из представителей каждого методического объединения. Специалист по мониторингу (топ- менеджер) – координатор сети школ в районе. Научно-методическая служба: психолог, заместитель директора по учебно- воспитательной работе, логопед, врач.
Вопросы анализа Значимость цели. Соответствие планируемого результата поставленной цели. Достаточность состава группы. На сколько отчетная документация отражает планируемые результаты. Достаточность ресурсов. Достаточность запланированных поощрений для участников группы.