Роняет лес багряный свой убор. Сребрит мороз увянувшее поле, Проглянет день, как будто поневоле, И скроется за край окружных гор. Пылай, камин, в моей пустынной келье; А ты, вино, осенней стужи друг, Пролей мне в грудь отрадное похмелье, Минутное забвенье горьких мук. Печален я: со мною друга нет, С кем долгую запил бы я разлуку, Кому бы мог пожать от сердца руку И пожелать весёлых много лет. Я пью один; вотще воображенье Вокруг меня товарищей зовёт; Знакомое не слышно приближенье, И милого душа моя не ждёт…
Смуглый отрок бродил по аллеям, У озёрных грустил берегов, И столетия мы лелеем Еле слышный шелест шагов. Иглы сосен густо и колко Устилают низкие пни… Здесь лежала его треуголка И растрёпанный том Парни. А.А.Ахматова
Воображаю день счастливый, Когда средь вас возник Лицей, И слышу наших игр я снова шум игривый, Я вижу вновь семью друзей…
В те дни, когда в садах Лицея Я безмятежно расцветал, Читал охотно Апулея, А Цицерона не читал, В те дни в таинственных долинах, Весной, при кликах лебединых, Близ вод, сиявших в тишине, Являться муза стала мне. Моя студенческая келья Вдруг озарилась: муза в ней Открыла пир младых затей, Воспела детские веселья, И славу нашей старины, И сердца трепетные сны…
И свет её с улыбкой встретил; Успех нас первый окрылил; Старик Державин нас заметил И, в гроб сходя благословил…
Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный Твой колокольчик огласил. Молю святое провиденье, Да голос мой душе твоей Дарует то же утешенье, Да озарит он заточенье Лучом лицейских ясных дней!
А.Дельвиг В.Кюхельбекер С младенчества дух песен в нас горел, И дивное волненье мы познали; С младенчества две музы к нам летали, И сладок был их лаской наш удел Служенье муз не терпит суеты; Прекрасное должно быть величавым, Но юность нам советует лукаво, И шумные нас радуют мечты. Опомнился, но поздно! И уныло Глядим назад, следов не видя там. Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было, Мой брат родной по музе, по судьбам
А.Горчаков Ф.Матюшкин Сидишь ли ты в кругу своих друзей, Чужих небес любовник беспокойный? Иль снова ты проходишь тропик знойный И вечный лёд полунощных морей? Счастливый путь! С лицейского порога Ты на корабль перешагнул шутя, И с той поры в морях твоя дорога, О волн и бурь любимое дитя! Ты, Горчаков, счастливец с первых дней, Хвала тебе – фортуны блеск холодный Не изменил души твоей свободной: Всё тот же ты для чести и друзей. Нам разный путь судьбой назначен строгой. Ступая в жизнь, мы быстро разошлись, Но невзначай просёлочной дорогой Мы встретились и братски обнялись…
Так и мне узнать случилось, Что за птица Купидон; Сердце страстное пленилось; Признаюсь – и я влюблён! Пролетело счастья время, Как, любви не зная бремя, Я живал и попевал, Как в театре и на балах, На гуляньях и вокзалах Лёгким зефиром летал; Как, смеясь во зло амуру, Я писал карикатуру На любезный женский пол; Но напрасно я смеялся, Наконец и сам попался, Сам, увы! с ума сошёл…
Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен – Неколебим, свободен и беспечен, Срастался он под сенью дружных муз. Куда бы нас ни бросила судьбина И счастие куда б ни повело, Всё те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село
Промчались годы заточенья; Недолго, милые друзья, Нам видеть кров уединенья И царскосельские поля. Разлука ждёт нас у порогу, Зовёт нас света дальний шум, И всякий смотрит на дорогу С волненьем гордых, юных дум… ________________________________ В последний раз, в сени уединенья, Моим стихам внимает наш пенат. Лицейской жизни милый брат, Делю с тобой последние мгновенья. Прошли лета соединенья; Разорван он, наш верный круг…