Учитель русского языка и литературы МОУ АСОШ 2 г. Андр е аполя Григорьева Г.В.
Формирование навыков самостоятельной работы над сжатием текста о нравственных проблемах Обучение способам сжатия текста Развитие речемыслительной деятельности Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине
Уметь применять способы сжатия текста на практике Уметь перерабатывать информацию Испытывать чувство гордости и уважения к историческому прошлому Родины
КонспектированиеАннотированиеСоставление тезисов РеферированиеПереложение
форма обработки информации исходного текста, проверяющая комплекс умений учащихся: умение точно определять круг предметов и явлений; адекватно воспринимать авторский замысел; вычленять главное в информации; сокращать текст разными способами; правильно, точно и лаконично излагать содержание; находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.
внимательно прочитайте текст;прочитайте текст; обратите внимание на название текста (как правило, в нём заключается тема или идея);название текста найдите ключевые слова и словосочетания, определите тему и идею ;тему и идею ; определите стиль и тип речи;стиль тип речи
разделите текст на композиционно- смысловые части (абзацы);текстабзацы в каждом абзаце найдите ключевые слова и словосочетания; определите микротему абзаца; вспомните способы сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение);способы сжатия текста составьте план, напишите изложение. начните работу по сжатию текста;
Отношение к историческому прошлому Родины Любовь к Отечеству надо воспитать
все средства выразительности логичность образность эмоциональность оценочность точность, не допускающая иного толкования логичность объективность смысловая точность отвлеченность обобщенность эмоциональность образность конкретность простота речи Разговорный Книжный Публицистический Художественной литературы Официально – деловой Научный
Из чего вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове – Родина? Мне было двадцать лет, когда на первую получку я приехал из Воронежа поглядеть Москву. Рано утром с поезда я пошёл на Красную площадь. Слушал, как бьют часы. Хотелось рукой потрогать кирпич в стене, потрогать камни, выстилавшие площадь. Мимо торопливо шли люди. Было удивительно – как можно по этой площади идти торопливо, говорить о погоде, о каких-то мелких делах? В те времена в Кремль не пускали. Я дождался, пока открылась дверь у решётки Василия Блаженного. Запомнились камни на узкой лестнице – «сколько людей прошло»! Потом я много раз бывал у Кремля. Уже поездив по миру, сравнивал и всегда с гордостью думал: ни в одном городе я не видел площади такой красоты, строгости, своеобразия. По Красной площади запрещено ездить по причине святости этого места и ввиду большого числа желающих пройти эту площадь простыми шагами. Сегодня, снимая шапку перед храмом Василия Блаженного на Красной площади, мы вспоминаем мастера, сотворившего это чудо. Древние зодчие, живописцы и плотники своё умение и талант могли выразить только в постройке монастырей, церквей и соборов. Сохраняя древнюю церковь, мы сохраняем памятник мастерству. И нельзя медлить. Бережного отношения требует всё: старинные постройки, народные ремёсла, древняя утварь, живопись в храмах, книги и документы, имена и могилы героев. При всех наших заботах о текущих делах, о хлебе насущном и о разведке вне земных далей. Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и как начинали. Дела наши в совокупности с прошлым, в совокупности с окружающим миром природы и огнём домашнего очага выражаются дорогим словом ОТЕЧЕСТВО. Любить Отечество невозможно заставить декретом. Любовь надо воспитать.воспитать.
исключение разделение информации на главную и второстепенную; исключение несущественной и второстепенной информации; упрощение замена: однородных членов обобщающим понятием; прямой речи косвенной; фрагмента осложнённого предложения синонимичным; сложного предложения простым; исключения: повторов, фрагментов предложения, вводных слов, синонимов; слияние нескольких предложений в одно; обобщение свёртывание исходной информации за счёт перевода частного в общее.
Главная информа ция основные факты и мысли выводы классифика ция явлений утвержде ния автора
Второстепенная информация детализируетдополняетконкретизируетразъясняет