Учитель основ здоровья Федосюк Светлана Андреевна
Релаксация – это расслабление или снижение тонуса после напряженной умственной или физической деятельности. Цель проведения релаксации – снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала.
Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, заинтересованность чем - нибудь новым, необычным. Следует помнить о том, что при проведении релаксации не нужно ставить цель перед учениками запомнить материал. Релаксация должна освобождать ученика от умственного или физического напряжения
Учащиеся по команде учителя встают и выполняют простые движения ( поднимают руки вверх, вниз, прыгают, топают, имитируют движения ). Действия, совершаемые учащимися, могут при выполнении команд сопровождаться проговариванием.
Стряхиваем воду с пальцев Исходное положение - руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти свисают. Движением предплечья несколько раз сбрасываем кисти вниз. Перед упражнением полезно предложить детям крепко сжать кисти в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц.
Движение помогают осознать напряженное и ненапряженное состояние мышц тела. Изображая деревянных кукол, дети напрягают мышцы ног, корпуса, слегка отведенных в сторону рук и делают резкий поворот всего тела, сохраняя неподвижными шею, руки, плечи. Ступни крепко и неподвижно стоят на полу. Подражая тряпичным куклам, они снимают излишнее напряжение в плечах и корпусе, руки висят пассивно. В таком положении дети быстрым коротким толчком поворачивают тело то вправо, то влево. При этом руки взлетают и обвиваются вокруг корпуса.
Дети встают – « превращаются » в деревья в лесу. Взрослый читает текст, дети выполняют действия. « В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко – высоко тянули чтобы каждый листочек согрелся ( дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирают пальцами ). Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются ( дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног ). Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя ( дети легкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища ). Дождик стучит все сильнее и сильнее ( дети усиливают движения пальцами ). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветками ( дети проводят ладошками по спинам товарищей ). Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни ».
- Раз, два, три, четыре, пять ! Все умеем мы считать. Отдыхать умеем тоже - Руки за спину положим. Голову поднимем выше И легко - легко подышим ! Жил на свете попугай. Крылья шире расправляй. ( Руки в стороны, влево, вправо.) Он любил летать всех выше, Выше пальм, жирафов выше. ( Потянуться на носках, руки вверх.) В гости к деткам прилетал, Вместе с ними отдыхал, ( Делать приседания.) Прыгал, кланялся, шалил, ( Наклоны головы или туловища вперед.) С малышами говорил. Дятел долбит старый сук, ( Наклоны вперед.) Тук - тук - тук, тук - тук - тук, ( Приседания, постукивания руками об пол.) Гонит эхо дятла стук, ( И. п.: руки к плечам, вытянуть руки вперед, « отмахнуться ».) Туки - туки, туки - тук. ( Приседания, постукивание руками о пол.)
Чтобы задать рабочий настрой на целый учебный день, можно провести точечный массаж биологически активных точек лица и головы, чтобы окончательно « разбудить » детей. При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, чтобы предотвратить застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом. Рекомендуемые упражнения : 1. Точка на лбу между бровями (« третий глаз »); 2. Парные точки по краям крыльев носа ( помогает восстановить обаяние ); 3. Точка посередине верхнего края подбородка ; 4. Парные точки в височных ямках ; 5. Три точки на затылке в углублениях ; 6. Парные точки в области козелка уха.
Буратино своим длинным любопытным носом рисует. Все движения сопровождаются движением глаз. « Солнышко » - мягкие движения носом по кругу. « Морковка » - повороты головы вправо - влево, носом рисуем морковку. « Дерево » - наклоны вперед - назад, носом рисуем дерево.
Реснички опускаются… Глазки закрываются… Мы спокойно отдыхаем… Сном волшебным засыпаем… Дышится легко… ровно… глубоко… Наши руки отдыхают… Отдыхают… Засыпают… Шея не напряжена… И расслаблена … Губы чуть приоткрываются… Всё чудесно расслабляется… Дышится легко… ровно… глубоко… (пауза) Мы спокойно отдыхаем … Сном волшебным засыпаем… (громче, быстрее, энергичнее) Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать! Крепче кулачки сжимаем. Их повыше поднимаем. Потянулись! Улыбнулись! Всем открыть глаза и встать! Волшебный сон
ПАУЧОК Руки скрещены. Пальцы каждой руки " бегут " по предплечью, а затем по плечу другой руки. Паучок ходил по ветке, А за ним ходили детки. Дождик с неба вдруг полил, Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение ( дождик ). Паучков на землю смыл. Хлопок ладонями по столу / коленям. Солнце стало пригревать, Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками ( солнышко светит ) Паучок ползёт опять, Действия аналогичны первоначальным А за ним ползут все детки, Чтобы погулять на ветке. " Паучки " ползают по голове.
Плотность урока : количество времени, затраченного на учебную деятельность не менее 60%, но не более -80%; Темп завершения урока : спокойный, учащийся должен иметь возможность задать учителю вопросы ; Учитель комментирует домашнее задание : объем, « риски ». « опасные места », наличие выбора ; Система оценивания. Внимание ! Стрессогенная ситуация. Три варианта оценивания : 1. Ученик ( самооценка ) 2. Ученик - ученик ( взаимооценка ) 3. Ученик - учитель ( корректирующая оценка и договор на окончательную оценку )