Тема: «Второй закон Ньютона» Цель урока: вывести формулу второго закона Ньютона. Образовательные задачи: повторить первый закон Ньютона и явление инерции, уметь объяснять на их основе природные явления выяснить причину появления у тела ускорения. Установить количественную характеристику и взаимосвязь между силой, действующей на тело и приобретаемым телом ускорением. Развивающие задачи: развитие логического мышления. Речи. Воспитательные задачи: воспитание умения проводить рефлексию, умение работать в группе, слушать других, высказывать свое мнение. Воспитание бережного отношения к оборудованию, воспитание правильного поведения на дороге.
Верю – не верю! 1. Почему, когда автобус трогается с места, люди отклоняются назад? Ответ: Тело человека еще находится в состоянии покоя из-за явления инерции, а ноги уже вместе с автобусом движутся. 2. А когда автобус останавливается, то люди наклоняются вперед. Почему? Ответ: Тело человека по инерции еще движется, а ноги уже остановились. 3. Почему при выбивании пыль вылетает из ковра? Ответ: Пыль движется за выбивающей палкой. 4. В чем основная причина разрушений при землетрясениях? Ответ: Земная кора колеблется, нижняя и верхняя часть зданий начинают двигаться в противоположные стороны.
5. Почему нельзя перебегать дорогу перед быстро движущимся транспортом? Ответ: Любой транспорт не может остановиться мгновенно и некоторое время движется по инерции. 6. На столе лежит брусок. Правильно ли изображены силы, действующие на него? 7. Парашютист опускается, двигаясь равномерно и прямолинейно, т.к. на него действует только сила тяжести. Верю – не верю!
Проверь себя! 1. Да 2. Да 3. Нет 4. Нет 5. Да 6. Да 7. Нет
Опыт Поднесите магнит к скрепке и скажите, что вы наблюдаете?
Почему скрепка начала двигаться? Что является причиной ускорения скрепки? РАБОТАВГРУППАХРАБОТАВГРУППАХ
От чего будет зависеть значение ускорения скрепки? Когда она будет двигаться быстрее, медленнее? Как ускорение зависит от силы? Как ускорение зависит от массы? Попробуйте данные утверждения представить в виде формулы РАБОТАВГРУППАХРАБОТАВГРУППАХ
Второй закон Ньютона. Ускорение, полученное телом в результате взаимодействия с другими телами, прямопропорционально действующей на это тело силе и обратнопропорционально массе этого тела.
Реши задачи. 1. С каким ускорением двигался при разбеге реактивный самолет массой 60 т, если сила тяги двигателей 90 кН? 2. Определить массу футбольного мяча, если после удара он приобрел ускорение 500 м/с2, а сила удара 420 Н?
Вставь пропущенные слова - Под действием силы тело движется с … - Если при неизменной массе тела увеличить силу в 2 раза, то ускорение… - Если массу тела уменьшить в 4 раза, то ускорение …. - Если силу увеличить в 3 раза и массу уменьшить в 3 раза, то ускорение…. ускорением увеличится в 2 раза увеличится в 4 раза увеличится в 9 раз увеличится в 9 раз
Лист контроля 1.Повторение 1._________, 2._________, 3._______, 4.________, 5._________, 6._________, 7.__________. 2.Новый материал: 1.Почему скрепка начала двигаться? _______________________________________________________________________________ 2.От чего будет зависеть ускорение скрепки когда она будет двигаться быстрее или медленнее? _______________________________________________________________________________________ 3.Как ускорение зависит от силы? __________________________________________________________________________________________ 4.Как ускорение зависит от массы? _____________________________________________________________________________________ 5. Представьте данные утверждения в виде формулы ____________________________________ 6. Закрепление изученного. Решение задач. 7. «Доскажи словечко» ( Вставьте пропущенные слова) 1.Под действием силы тело движется с _____________ 2.Если при неизменной массе тела увеличить силу в два раза, то ускорение ___________ в ____ раза 3.Если массу тела уменьшить в 4 раза, то ускорение ______________ в _____ раза 4 Если силу увеличить в 3 раза, а массу уменьшить в 3 раза, то ускорение _____________ в _____ раза 5.Если силу уменьшить в 3 раза, а массу уменьшить в 3 раза, то ускорение ______________________
Спасибо за внимание!