Сочинение на лингвистическую тему Демаковой Елизаветы
План сочинения 1.Тезис 2.Аргументы 3.Вывод Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г.Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают».
1) Тезис В тезисе необходимо интерпретировать цитату лингвиста. Тезис должен содержать ответ на вопрос о том, как ты понимаешь высказывание. Необходимо сказать о двух функциях слова: лексической и грамматической.
Лексическая функция слова- называть. Оно называет всё: предметы, явления, действия, свойства. Но мы не можем общаться набором слов, мы должны их изменять. Слово изменяется. В этом его грамматическая функция. То, как люди строят свою речь, по каким грамматическим правилам, помогает нам понять, как они думают.
2) Доказательства Аргументы нужно построить на анализе одного лексического и одного грамматического явления. В качестве аргумента к лексикологии можно взять средство художественной выразительности. В качестве аргумента к грамматике можно взять синтаксис.
Для чего используются средства художественной выразительности Тропы -помогают автору показать явление или образ ярко, неповторимо и наглядно -обогащают восприятие мира, показывают явления с новой, неожиданной стороны -отражают личностный взгляд автора на мир, помогают ощутить авторскую позицию
Эпитет добавляет оттенок значению, будит воображение читателя, вносит дополнительное значение. Сравнение сближает разные явления, помогает ощутить их связь. Метафора передаёт настроение, нюансы духовной эмоциональной жизни человека, мир его внутренних переживаний, выявляет неповторимость авторского взгляда на мир, способность увидеть в привычном и обыденном – необычное. Олицетворение оживляет картинку, придаёт оттенок живых существ. Гипербола описывает степень накала чувств, особую ситуацию, необычное состояние. Оксюморон вносит новое значение, новый смысловой эффект, выражает двойственность для изображения нелепости. С помощью инверсии автор достигает интонационной и стилистической выразительности. Порциляция помогает выделить в предложении дополнительные смысловые центры, а значит, привлечь к ним внимание читателя. Метонимия используется для выделения основного, наиболее важного в данном случае, и представляет выделенное в яркой форме.
Подтвердим смысл высказывания известного лингвиста примерами из текста. В двенадцатом предложении читаем: «Дети немного пошушукались…» Автор использует разговорное слово, которое придаёт экспрессивность речи, показывает неуважительное отношение автора к героям. С точки зрения грамматики слово «пошушукались» является в предложение простым глагольным сказуемым и входит в состав его грамматической основы. В пятьдесят первом предложении читаем, что «душа Анны Федотовны молчала.» С помощью олицетворения автор оживляет человеческую душу, показывает её образ ярко, неповторимо и наглядно. Сказуемое «молчала» согласовано с подлежащим в роде и числе, что помогает не потерять смысл всего высказывания.
3) Вывод Действительно, невозможно не согласиться со Степановым: «Словарь языка свидетельствует о чем думают люди, а грамматика – как они думают.»