Часть I Волшебный сундучок, или Приключения слов в стране Этимология Танкова Наталья Степановна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 1 села Мамонтова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Часть II Волшебный сундучок, или Приключения слов в стране Этимология Танкова Наталья Степановна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 1 села Мамонтова.
Advertisements

внимательно прочитать текст не менее трех раз определить тип и стиль речи определить тему текста ( о чем) выделить проблему (вопрос, волнующий автора)
Знакомство с учебником. Какая бывает речь? Выполнила: Полина Л.В., учитель начальных классов МБОУ СОШ 19 г. Новосибирска.
На каждой шахматной доске 64 поля двух цветов. На самом деле цвета могут быть любого оттенка, но игроки должны хорошо понимать, какие из полей белые,
Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (9 класс) по теме: Презентация "Подготовка к сочинению ГИА на лингвистическую тему"
«Пусть не входит сюда тот, кто не знает геометрии» Такой лозунг был написан на дверях школы в Древней Греции.
Написание эссе в 11 классе Учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 603 Татьяна Николаевна Родионова.
Утренняя еда, еда перед обедом. Слово встречается во многих славянских языках. В древности, чтобы приготовить пищу времени нужно было много, поэтому еда.
Задание С Написание сочинения ЕГЭ В помощь выпускнику Автор: Смелова Н.Г., учитель русского языка, литературы и изобразительного искусства МОУ «Борисовская.
ГИА. Подготовка к сочинению. Выполнила Кокурина Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы.
Презентация к уроку (6 класс) по теме: Классный час:" Итоги 1 четверти"
Тема родительского собрания: «Сотрудничество школы и семьи в воспитании ребенка»
Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему. ПЛАН: 1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней). 2. Аргументация: а) аргумент-пример.
Воспитание культуры поведения ребёнка Подготовила Игольникова Ирина Александровна учитель начальных классов МОУ СОШ 9 Предгорного района Ставропольского.
Имя числительное Котова Елена Петровна МОУ «Гимназия 33» г. Пермь Урок русского языка для 3 класса.
Сочинение ГИА. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания российского лингвиста А.А. Реформатского: «Местоимение – удобное звено в устройстве.
Сочинение- рассуждение на лингвистическую тему в 9 классе.
Урок 9 Православное учение о человеке. В православии очень тесно связаны размышления о человеке и размышления о Боге. Человек верит в Бога. А во что верит.
Обучение аудированию. Рекомендации по использованию эффективных стратегий аудирования 1. Что делать, если вы услышали новые слова, которые вам не знакомы.
Обучение сочинению (С 2.1 или С 2.2). Выполняй все действия шаг за шагом! Помни! Необходимо правильно сделать выбор – С 2.1 или С 2.2 С 2.1 – сочинение-
Транксрипт:

Часть I

Волшебный сундучок, или Приключения слов в стране Этимология Танкова Наталья Степановна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 1 села Мамонтова Алтайского края

Наши правила: 1.Прочитай внимательно задание, выполни его так, как понимаешь 2. «Открой» сундучок и посмотри «подсказку» 3. Сравни! 4. Поставь себе баллы за решение каждого задания: «3», «4», «5»!

«3»«4»«5»Блиц До половины баллов от максималь ного Половина баллов от максималь ного Максималь ное количество баллов (-1 балл) За каждое верно угаданное слово +1 балл

Какие значения слова ГОЛОВА можно вывести на основании его производных? Сгруппируйте слова в соответствии с выделенными вами значениями. Поголовный, голова, главный, главенствовать, обезглавить, стоять во главе, заголовок, головотяп, головной (отряд), во главу угла, оглавление, прийти в голову, трехголовый, поголовье, голова кометы, светлая голова подсказка «5» «4» «3» Не унывай! Молодец! Есть пятерочка!

Известно, что в русском языке существует некая особенность, согласно которой, вместо коридор иногда говорят колидор. Именно эта особенность и явилась причиной образования нового слова от выражения «Галилея языческая» Несмотря на то, что Галилеей называлась область, уроженцем которой был Христос, в нашем языке существует слово, образованное именно от Галилеи. О какой языковой особенности идет речь? Какое это слово? Что оно обозначает сегодня? Почему? подсказка «5» «4» «3»

Очень часто ученики делают ошибку в написании удвоенной согласной в словах искусство и искусный. написании удвоенной согласной в словах искусство и искусный. Надо ли удваивать согласный, а если надо, то где? Докажите обоснованность такого написания слов, проанализировав их историю происхождения. «5» «4» «3» подсказка

В нашем языке бывают ошибочные с точки зрения этимологии словосочетания. Мы говорим сегодня : цветное белье, хорошая погода, красные чернила, не задумываясь о том, что обозначают эти слова. Но если обратимся к этимологии слов, то поймем, что белье (от слова белый) может быть только белым, чернила(от слова черный) –только черными, а погода(изначально хорошая погода) не может быть плохой или хорошей. Здесь действует закон «внутреннего содержания слова», и мы не воспринимаем эти словосочетания как ошибочные. Есть ли во фразе : « Лощинин к тридцати годам стал кадетом, яростно отстаивая сохранение помещичьих землевладений» - смысловая ошибка? Или здесь действует закон «внутреннего содержания»? подсказка «4» «3»

Этимология -наука бескомпромиссная. Она может «породнить» с тем, с кем вовсе не хочется родниться. Но и помогает находить «родню» там, где и не думаешь ее найти. помогает находить «родню» там, где и не думаешь ее найти. Как вы думаете, являются ли этимологическими родственниками слова минус, администрация, миниатюра? В доказательство своих мыслей составьте этимологическую В доказательство своих мыслей составьте этимологическую цепочку. подсказка