Технология критического мышления. Синквейн. Мастер-класс подготовила: Лихачева Г.А., педагог МОУДОД «Станция юннатов» г.
Актуальность. Технология синквейна уже получила распространение в школе, а сейчас подтвердила свою эффективность при использовании ее на занятиях детских объединений дополнительного образования для развития критического мышления.
Что такое синквейн? Синквейн – это одна из технологий критического мышления. Один из приемов познавательной активности детей. Синквейн – это особая стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии.
Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Мысль, переведённая в образ, как раз и свидетельствует об уровне понимания детей. Это прием, позволяющий развивать способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, требует вдумчивой рефлексии. Это быстрый, но мощный инструмент для рефлексии.
Цели: 1. Развивает мыслительные процессы. 2. Учит формулировать идею (ключевую фразу). 3. Обогащает словарный запас. 4. Подготавливает к краткому пересказу. 5. Позволяет чувствовать себя творцом. 6. Получается у всех.
Правила написания синквейна: Слово «синквейн» происходит от французского, которое означает пятистрочье,т.е. синквейн – это стихотворение из 5 строк. Он имеет определенную структуру. 1 строка- одно слово- понятие или тема (существительное). 2 строка – 2 слова – описание этого понятия (прилагательное). 3 строка – 3 слова – действия (глаголы) 4 строка – фраза или предложение, показывающее отношение к теме. (афоризм) 5 строка – одно слово – синоним, который повторяет суть темы.
Дидактический или смысловой. 1. Строка – одно существительное или местоимение, (главная тема синквейна). 2. Строка – 2 прилагательных или причастия, описывающие признаки и свойства темы. 3. Строка – 3 глагола, деепричастия, описания действия. 4. Строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к описываемому предмету. 5. Строка – одно слово, описывающее суть предмета.
Синквейн – это Простой и интересный способ описать кого-то или что-то. Это большая творческая работа. Она развивает мышление, фантазию, развивает отношение. К этой технологии относятся безоценочно. Например: Синквейн Образный, точный Обобщает, развивает, обучает. Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах. Творчество.
Попробуем сочинить вместе! Как сказал Ли Цзу: «Учитель и ученик растут вместе: обучение наполовину учение». Попробуем сочинить синквейн про природу. 1 строка. О чем будем писать? Одно слово понятие или тема. (Природа) 2 строка - два прилагательных. Какая? (Красивая, разная) 3 строка – 3 глагола – (удивляет, радует, восхищает). 4 строка –предложение, показывающее отношение. (Природу надо беречь). 5 строка – 1 слово- синоним, который повторяет суть темы. ( Волшебница)
Попробуем сочинить индивидуально! Предлагаемые слова: экология, морская свинка, кружок, белка, осень, зима. Или выберите любое другое слово сами.
Вывод: Таким образом, СИНКВЕЙН – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений, ассоциаций. СИНКВЕЙН – короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану. В процессе сочинения синквейна мы думаем, изучаем, размышляем, творим. У нас активизируются все мыслительные процессы, т.е. мы учимся критически мыслить. Синквейн - эффективный метод развития, который способствует формированию аналитических способностей.
Интернет-ресурсы: brary/sinkveyn brary/sinkveyn 3. a-pedagogika/library/proekt-rasskazhi- sinkveyn a-pedagogika/library/proekt-rasskazhi- sinkveyn 4. ogicheskie-tekhnologii/library/master- klass-sinkvein-0 ogicheskie-tekhnologii/library/master- klass-sinkvein-0