Технологию развития критического мышления Только сражаясь с конкретной проблемой, отыскивая выход из сложившейся ситуации, ученик действительно думает. Фокусирование на проблемах стимулирует природную любознательность учеников и побуждает их к критическому мышлению. Джон Дьюи.
Качества, которые развивает ТРКМ: готовность к планированию (упорядоченность мыслей - признак уверенности в знании); гибкость (восприятие идей других); настойчивость (достижение цели); готовность исправлять свои ошибки (воспользоваться ошибкой для продолжения обучения); осознание ( отслеживание хода рассуждений); поиск компромиссных решений (важно, чтобы принятие решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний).
Критическое мышление это: способность ставить новые, полные смысла вопросы; вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы; принимать независимые продуманные решения. …
Фазы технологии развития критического мышления Технологические этапы I стадияII стадияIII стадия Вызов:Осмысление содержания: Рефлексия: -актуализация имеющихся знаний; -пробуждение интереса к получению новой информации; -постановка учащимся собственных целей обучения. -получение новой информации; -корректировка учащимся поставленных целей обучения. -размышление, рождение нового знания; -постановка учащимся новых целей обучения.
Функции трех стадий технологии развития критического мышления СтадияФункция ВызовМотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к теме). Информационная (вывод «на поверхность» имеющихся знаний по теме. Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями). Осмысление содержания Информационная (получение новой информации по теме). Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания). Мотивационная (сохранение интереса к изучаемой теме). РефлексияКоммуникационная (обмен мнениями о новой информации). Информационная (приобретение нового знания). Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля). Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).
Технология развития критического мышления : стадии и методические приемы 1. Вызов Деятельность педагога Деятельность учащегося Возможные приемы и методы направлена на: - вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу; - активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе. направлена на: - вспоминание того, что ему известно по данному вопросу; - выдвижение предположений; - систематизацию информации до изучения нового материала; - формулировку вопросов, на которые хотелось бы получить ответы. составление блока «известной информации»: - рассказ - предположение по ключевым словам; - графическая систематизация материала: кластеры, таблицы; - выбор среди верных и неверных утверждений; -перепутанные логические цепочки. Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах
Технология развития критического мышления : стадии и методические приемы 2. Осмысление содержания Деятельность педагога Деятельность учащегося Возможные приемы и методы направлена на: - сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией; - постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». направлена на: - восприятие (аудийное, визуальное) текста; - использование предложенных педагогом активных методов чтения/восприятия (пометки на полях, записи по мере осмысления информации). методы активного чтения/восприятия: - маркировка восприятия текста с использованием значков «V», «+», «-», «?»; - ведение различных записей типа бортовых журналов (с таблицами «известная информация/новая информация») - поиск ответов на вопросы, поставленные в первой части занятия. На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (печатный текст, фильм, лекция и т.д.). Работа ведется индивидуально или в парах.
Технология развития критического мышления : стадии и методические приемы 3. Рефлексия Деятельность педагога Деятельность учащегося Возможные приемы и методы направлена на: - возвращение учащихся к первоначальным записям - предположениям; - внесение изменений, дополнений; - творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. направлена на: - сравнение «новой» и «старой» информации (на базе знаний, полученных на стадии осмысления содержания. - заполнение кластеров, таблиц; - установление причинно - следственных связей между блоками информации; - возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям; - ответы на поставленные вопросы; - написание творческих работ; - исследования по отдельным вопросам темы и т.д. На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.
Приемы технологии развития критического мышления
Кластер Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.
Последовательность действий проста и логична: 1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы. 2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. 3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
Синквейн (пятистишие) -это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк, используется как дидактический прием на этапе рефлексии. 31
Правила написания синквейна 1 строка - тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным); 2 строка - описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными); 3 строка - описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами); 4 строка - фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме); 5 строка - ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).
Синквейн о подготовке и проведении семинара Семинар Испытывающий, вдохновляющий Организует, направляет, развивает Расширяет горизонты профессиональной деятельности Полет мысли!
Фишбоун (рыбный скелет): голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть. 31
По способу представления Модели МатериальныеИнформационные Вербальные ЗнаковыеОбразные Компьютерные Некомпьютерные Фишбоун
Корзина (идей, понятий, имен) Ученик записывает в тетради все, что ему известно по проблеме Обмен информацией в парах или группах Группы по кругу называют сведения, факты Учитель записывает все на доске Связывание в логические цепи, исправление ошибок по мере усвоения новой информации
Стратегия «Инсерт» («Условные значки») (1) I – interactive самоактивизирующая N – noting (диалоговая) « » – уже знал S – system системная разметка «+» – новое E – effective для эффективного «–» – думал иначе R - reading & чтения и «?» – есть вопросы T – thinking размышления маркировка текста значками по мере его чтения.
Инсерт - («Условные значки») (2) V «галочка» (то, что уже известно) - знак «минус» (то, что противоречит представлению) + знак «плюс» (то, что является интересным и неожиданным) ? «вопроситель ный знак» (если что-то неясно, возникло желание узнать больше)
«Инсерт» («Условные значки») (2) ЗначкиКлючевые слова + – ?
Мозговая атака 1 э т а п: Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают по данной теме; 2 э т а п: Обмен информацией. Рекомендации к эффективному использованию: 1. Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут; 2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются; 3. Оперативная запись высказанных предложений.
Продвинутая лекция Материал лекции делится на смысловые единицы, передача каждой из них строится в технологическом цикле "вызов - осмысление - рефлексия". Для организации деятельности используется прием "Бортовой журнал". Бортовой журнал ПредположенияНовая информация Бортовой журнал ПредположенияНовая информация Бортовой журнал ПредположенияНовая информация
Ключевые термины Учитель выбирает из текста 4-5 ключевых слова и выписывает их на доску Ученики в парах дают толкование слов и высказывают предположения, как они будут применяться в новом контексте При работе с текстом проверяется правильность предположений и новая трактовка
Перепутанные логические цепочки На отдельных листах выписываются 5-6 фраз, связанных логически, перетасовываются и предъявляются ученикам. В тексте обязательно должно скрываться какое-то глубинное противоречие. Предлагается восстановить порядок. Ставится бинарный вопрос «да» или «нет».
Таблица «З – Х – У» («Знаю – Хочу знать – Узнал») З Что мы знаем? У Что мы узнали? Х Что мы хотим узнать? Категории информации, которыми мы намерены пользоваться (Главные слова) Источники информации, из которых мы получили/намерены получить информацию (Откуда узнал(ю)? 31
Дерево предсказаний В оригинале этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" ( количество "ветвей" не ограничено), "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.
Профессиональная компетентность в следующем тысячелетии станет синонимом умения решать проблемы. Наша задача, как педагогов, заключается в том, чтобы дать детям навыки и умения мыслить критически для решения проблем и принятия решений. МОЗГОВАЯ АТАКА ПРОДВИНУТАЯ ЛЕКЦИЯ КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА ПЕРЕПУТАННЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕПОЧКИ ТАБЛИЦА ЗХУ ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ КЛАСТЕРСИНКВЕЙНФИШБОУН КОРЗИНА (ИДЕЙ, ПОНЯТИЙ, ИМЕН) ИНСЕРТ
Не спешите предлагать детям способы решения проблем Всегда ищите возможность организовать мозговую атаку Сравнивайте все, что только можно сравнить Поощряйте творчество Поощряйте учеников мыслить критически на занятиях