УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ «КОЛЮБАКИНСКАЯ СОШ» ТУМАНОВА НАТАЛИЯ ЮРЬЕВНА Работа с текстом – основной метод подготовки к сжатому изложению
Подготовка к ГИА Задача состоит не только в том, чтобы ввести в память учащихся литературный язык, но главным образом в том, чтобы научить пользоваться этим языком наилучшим образом. Н.И.Жинкин.
Сжатое изложение Содержательная обработка прослушанного текста. Умение извлекать главную информацию из текста (предметное и обобщенное умение). Языковая обработка текста. Умение лаконично передавать извлеченную информацию в письменной речи (предметное умение).
Задача сжатого изложения Сжато, в обобщенной форме передать содержание исходного текста, не допуская искажения фактов и используя ключевые авторские слова; отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства выражения.
Что требуется Отбор важной информации. Формулирование основных идей автора. Сохранение авторской последовательности событий. Передача характера действующих лиц и обстановки без искажений. Выделение основных микротем. Обобщение содержания исходного текста.
Приемы сжатия текста Исключение подробностей и деталей. Обобщение конкретных, единичных явлений. Упрощение синтаксических конструкций
Основные языковые приемы компрессии: ЗАМЕНЫ: однородных членов обобщающим наименованием, фрагмента предложения синонимичным выражением, предложения или его части указательным местоимением, определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением, сложноподчиненного предложения простым, прямой речи косвенной. ИСКЛЮЧЕНИЯ: повторов, фрагмента предложения, одного или нескольких синонимов, предложений, содержащих описания или рассуждения, поданных слишком широко и полно СЛИЯНИЕ: нескольких предложений в одно
1.Слияние двух простых предложений И все-таки вопрос о том, зачем нужно то или иное знание, совершенно естественный и законный. Не ставить его – значит проявить либо непростительный инфантилизм, либо неоправданное равнодушие к собственным занятиям. И все-таки не задавать себе вопрос о том, зачем нужно то или иное знание, могут только инфантильные люди. 2.Сокращение сложного предложения Мы не знаем в точности, почему они так поступали. Мы не знаем причины их поступков 3. Разбивка сложного предложения Ветер прохватывал часового насквозь, высушивая мокрую одежду, и, хотя солнце пригревало, Александра охватил озноб. Ветер прохватывал часового насквозь. Солнце пригревало, но Александр замерз. 4.Перевод прямой речи в косвенную Александр отступил на шаг и крикнул по-французски: «Если вы, сударь, еще раз коснетесь меня рукой, я вызову караул». Александр отступил и пригрозил, что вызовет караул.
А) Исключение. 1. Остальное всё: опустевшие ряды кресел, амфитеатр, верхние галереи – уходило в темноту, местами неопределённо чернея, местами пропадая в туманной мгле. 2. Остальное всё: опустевшие ряды кресел, амфитеатр, верхние галереи – уходило в темноту, местами неопределённо чернея, местами пропадая в туманной мгле. 3. Остальное всё уходило в темноту.
Б) Обобщение. 1. Вряд ли когда бушевали в Сибири такие пожары, как в 1915 году. Лето выдалось на редкость сухое. Ни одного дождя за два месяца. Тайга вспыхнула одновременно в нескольких местах. Гибли в огне охотники и звери. Дым мешал ходить поездам. В городах днём зажигали свет. Урожай запаздывал. 2. Страшные пожары бушевали в Сибири в сухое лето 1915 года. Тайга вспыхнула одновременно в нескольких местах.
В) Упрощение. Замена СПП деепричастным оборотом. 1. Когда Крамской увидел присланную в Петербург картину «Мокрый луг», он был потрясён. (Когда ), [ ] 2. /Увидев картину «Мокрый луг»/, Крамской был потрясён.
Чтобы сжать текст, нужно вычленить главную информацию. Так, при сжатии повествования важно отобрать те действия, которые обеспечивают развитие сюжета, исключив все детали и подробности. В таком случае описания, характеристики сменяющихся действий окажутся второстепенными. При краткой передаче содержания можно преобразовать стиль текста и его тип. Но, например, при сжатии рассуждения необходимо сохранить ВСЕ аргументы, сократив лишь излишние подробности. При этом нельзя допустить, чтобы сжатое изложение превратилось в выборочное.
Текст 1 Прочитайте текст, сократите его. Любовь к родному краю, к родной культуре, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. И ещё – с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свою землю, своё – пусть и непонятное тебе – родное слово. (Д. С. Лихачёв).
Любовь к родному краю, культуре начинается с малого – с любви к своей семье, с уважения к людям.
Текст 2 Самостоятельная работа. Прочитайте текст и определите, какой прием сжатия текста целесообразнее использовать. По подсчетам ученых, в библиотеке Пушкина было не менее 10 тысяч книг. Какие книги собирал Пушкин? Во-первых, те, которые связаны с русской историей и литературой. Во-вторых, словари и энциклопедии, справочники и грамматики разных языков. Пушкин в совершенстве владел французским, читал по-английски, по-итальянски, самостоятельно выучился читать по-испански. Поэтому, естественно, в библиотеке были произведения всех выдающихся писателей Западной Европы, произведения античных авторов в переводах и оригиналах. Здесь же, наконец, прочное место занимали произведения восточных литератур на французском языке: арабской, индийской, китайской.
Сжатый текст В библиотеке Пушкина было 10 тысяч книг. Поэт собирал книги, связанные с историей и литературой. Пушкин владел многими языками, поэтому у него были произведения всех выдающихся писателей разных стран и эпох.
Последовательность операций при сжатии текста Определение стиля исходного текста Уточнение темы и основной мысли, при этом особое внимание обращается на заглавие текста и подтекст Определение типа текста Анализ содержания текста (выявление микротем, составление плана, уточнение центральной части) Выполнение чернового варианта Проверка собственного текста на сохранение связности и наличие ключевых языковых средств
Абзац – это «группа предложений, объединенных по смыслу и грамматически». Л.В.Щерба Строение абзаца: зачин, содержащий посыл, начало мысли; основная часть – развитие мысли, темы; концовка, своеобразная логическая точка, которая подводит итог микротемы
Сжатое изложение проверяет Умение слушать,т.е. адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном тексте; Умение обрабатывать воспринятую информацию, выделяя в ней главное; Умение письменно передавать обработанную информацию. Проверка этих трех основных умений легла в основу системы критериев оценивания изложения.
Схема работы над обучающим изложением с комплексным анализом текста 1. Подготовительная работа. а) Выразительное чтение текста учителем. б)Общая характеристика текста, сведения об авторе, место произведения в творчестве автора. 2. Лингвистический анализ текста. а)Лингвистический комментарий(объяснение непонятных слов, выражений и т.д.) б)Лингвистическое толкование (стиль, способы связи, синтаксис, изобразительно-выразительные средства)
3.Идейный анализ. а)Тема произведения б)Проблема и идея. в)Жанр и композиция. г)Образная система произведения. 4. Личные впечатления и оценки. 5. Работа над изложением а)Ответы на вопросы б)Составление плана в) Устный пересказ с опорой на план г) Написание чернового варианте изложения. д) Редактирование чернового варианта изложения. е)Написание окончательного варианта изложения.
Инструкция «Как писать сжатое изложение» Выделите в тексте важные, необходимые мысли. Найдите среди них главную мысль. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться. Какие факты можно объединить, обобщить в соседних частях текста. Обдумайте средства связи между частями. Переведите отобранную информацию на «свой» язык.
Желаю всем успеха в работе!