Урок – исследование «Союзы сочинительные и подчинительные». 7 класс. Учитель: Цывкина Т. С., МОУ СОШ 8, г. Ржев.
Цели урока: Учебные. Познакомиться с союзами сочинительными и подчинительными. Научиться отличать сочинительные союзы от подчинительных. Развивающие. Расширение знаний о союзах: понятие союза в трудах ученых-лингвистов. Расширение словарного запаса учащихся по теме "Союзы сочинительные и подчинительные". Развивать внимание, память, творческие способности детей. Воспитательные. Воспитание бережного отношения к трудам лингвистов и навыков исследовательской работы. Воспитывать желание узнавать новое.
Это интересно знать Срезневский Измаил Иванович ( ) "Союзы – частицы речи."
Шахматов Алексей Александрович ( ) Наша лингвистическая копилка: : "Союз – выразитель того или иного сочетания".
Историческая справка Слово союз по происхождению очень древнее, заимствовано из старославянского языка. Когда- то в нем выделялась приставка СЪ- (со), имевшая значение "вместе" и корень -ЮЗЪ-, значение которого было близко к значению в словах УЗЫ, УЗЕЛ. Приставка СО- со значением "вместе" живет во многих словах русского языка: сосед, соратник, соавтор, сотрудник (во многих словах она вычленяется этимологически, как и в слове союз).
Ломоносов М.В. ( ) о союзах Союзы не что иное суть, как средство, которыми идеи соединяются, итак, подобно оси гвоздям или клею, которыми части какой махины сплочены и склеены бывают. И как те махины, в которых меньше клею и гвоздей видно, весьма лучший вид имеют, нежели те, в которых слоев и склеек много, так и слово важнее и великолепнее бывает, чем в нем союзов меньше. Однако не должно в нем оставаться таких щелей, по которым бы оно могло вовсе развалиться. Излишнее употребление союзов в речи ни к чему. Все хорошо в меру. Роль союзов?
«Соединительная»! Горят первые звезды, а заря еще долго светит над полями и лесами.
Подумай и напиши - Продолжите предложения, вставляя нужный союз и расставляя знаки препинания. 1. Становилось жарко, и 2. Ночью была оттепель, а 3. Мы шли по берегу реки и - Какие союзы мы использовали в записанных предложениях? - Для чего они служат? - Какие союзы служат для связи предложений и однородных членов, а какие только для связи предложений? (я отправился домой). (к утру ударил мороз). (любовались окрестностями).
Путь исследователя всегда труден
Домашнее задание 1. Составить 4 предложения на тему "Весна" по образцу упражнения Опорный конспект 8 «Союз».
Спасибо за урок!