Тема урока: «Подготовка к ГИА. Написание сочинения- рассуждения» Цель: продолжить подготовку учащихся к ГИА. Задачи: 1.Формировать умения писать сочинение- рассуждение по предложенному тексту: писать тезисы, аргументировать их, делать выводы. 2.Развивать у учащихся умения работать с предложенным текстом, обогащать словарный запас, развивать устную и письменную речь учащихся. 3.Воспитывать у учащихся аккуратность при выполнении письменной работы
Композиция рассуждения. 1. Вступление (зачин) – сообщаются предварительные сведения о предмете рассуждения. 2. Основная часть: а)формулирование основного текста; б)приведение аргументов как последовательность доказательства тезиса. 3. Заключение-вывод.
Виды рассуждений Размышление Доказательство Объяснение Цель: доказать истинность или ложность тезиса объяснить содержание тезиса. указать причинно-следственные отношения. Языковые средства: -вводные слова; -союзы; -речевые обороты. Языковые средства: -слова-организаторы лексической связи; -слова, резюмирующие высказывания; -вводные слова. Языковые средства: -вводные слова; -речевые обороты.
Строение текста типа рассуждение. ТЕЗИС это то, что доказывается или объясняется АРГУМЕНТЫ - это доказательства, доводы, объяснения, обоснования, которые приводятся в поддержку тезиса ВЫВОД
Таблицы «Синонимы» Для 1-й группы Для 2-й группы
(1)Я много видел живописных и глухих мест в России, но вряд ли когда-нибудь увижу реку более девственную и таинственную, чем Пра. (2)Сосновые сухие леса на её берегах перемежевались с вековыми дубовыми рощами, с зарослями ивы, ольхи и осины. (3)Корабельные сосны, поваленные ветром, лежали, как медные литые мосты над её коричневой, но совершенно прозрачной водой... (4) Но удивительнее всего в этих местах был воздух. (5) В нём была полная и совершенная чистота. (6) А среди дня и река, и леса играли множеством солнечных пятен золотых, синих, зелёных и радужных. (7) Потоки света то меркли, то разгорались и превращали заросли в живой шевелящийся мир листвы. (8) Глаз отдыхал от созерцания могучего и разнообразного зелёного цвета... (К. Паустовский )
Тема сочинения-рассуждения: «Роль прилагательных в тексте»
«Прилагательное это часть речи, которая обозначает признаки предмета и отвечает на вопросы какой? чей?»
«Предметом в грамматике называется всё то, о чём можно спросить кто это? что это?» Часть речи, которая обозначает предмет, называется именем существительным.
«Признак предмета это свойства (сильный), принадлежность (лисий), количества (трёхлетний) и.т.д., характеризующие данный предмет.
Вывод: «Имя прилагательное тесно взаимосвязано с существительным. Существительное называет предмет, а прилагательное его свойства».
Первый тезис: «Одна из ролей прилагательного заключается в том, чтобы называть свойства предмета».
Второй тезис: «Прилагательное украшает нашу речь»
Третий тезис: «Прилагательное является средством художественной выразительности»
Поскольку, так как, так что, если, хотя, несмотря нато, что Поскольку, так как, так что, если, хотя, несмотря нато, что Виды рассуждения Вводные слова, наречия Союзы Речевые обороты ДоказательствоВо-первых, во-вторых, следовательно, итак, таким образом, поэтому, потому, тогда, например Поскольку, так как, ввиду того что, вследствие чего, в результате чего, так что, в связи с чем, если Из этого следует, что...; отсюда заключаем, что...; из чего вытекает, что… это позволяет предположить, что… предположим, что … допустим, что… доказательством служит… об этом свидетельствует… ОбъяснениеНапример, таким образом, поэтому Так как, потому что, благодаря тому что, поскольку Причина состоит в следующем… укажем на причины… это объясняется тем, что...; это зависит от...; это связано с тем, что...; это является следствием того, что... Размышление По-моему, по моему мнению, по моему убеждению, на мой взгляд, как мне кажется, скорее всего, очевидно, поэтому, потому, отсюда, таким образом Поскольку; так как; так что, если, хотя, несмотря на то, что Я полагаю, что...; попробуем сравнить...; попытаемся разобраться...; причина состоит в том, что...; это можно объяснить тем, что...; всё зависит от того, что...; это позволяет предположить, что...; получается, что...; предположим, что...; допустим, что...; мне близка мысль о том, что...; я согласна с тем, что...; некоторые сомнения у меня возникают, когда...; я могу с уверенностью сказать (утверждать), что...; я убежден, что...; мне хочется сделать вывод о том, что... мне хочется сделать вывод о том, что...
Вступление Люди живут среди предметов и явлений жизни, которым дают имена с помощью такой части речи, как имя существительное. Однако, увидев предмет, человек не только стремится его назвать, по и оценить, определить его качественную сторону. Для этого он использует прилагательные и с их помощью обозначает признак предмета. Попробуем разобраться, что такое признак предмета.
(1)Я много видел живописных и глухих мест в России, но вряд ли когда-нибудь увижу реку более девственную и таинственную, чем Пра. (2)Сосновые сухие леса на её берегах перемежевались с вековыми дубовыми рощами, с зарослями ивы, ольхи и осины. (3)Корабельные сосны, поваленные ветром, лежали, как медные литые мосты над её коричневой, но совершенно прозрачной водой... (4) Но удивительнее всего в этих местах был воздух. (5) В нём была полная и совершенная чистота. (6) А среди дня и река, и леса играли множеством солнечных пятен золотых, синих, зелёных и радужных. (7) Потоки света то меркли, то разгорались и превращали заросли в живой шевелящийся мир листвы. (8) Глаз отдыхал от созерцания могучего и разнообразного зелёного цвета... (К. Паустовский )
«А среди дня и река, и леса играли множеством пятен».
Средства художественной выразительности. Эпитет – образное художественное определение, отмечающее существенную черту в явлении. Метафора – слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений. Олицетворение –разновидность метафоры, перенос признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия. Метонимия – перенос названия с одного предмета на другой на основании смежности.
Люди живут среди предметов и явлений жизни, которым дают имена с помощью такой части речи, как имя существительное. Однако, увидев предмет, человек не только стремится его назвать, но и оценить, определить его качественную сторону. Для этого он использует прилагательные и с их помощью обозначает признаки предметов. Попробуем разобраться, что такое признак предмета. Обратимся к тексту и перечитаем второе предложение: «Сосновые сухие леса на её берегах перемежевались с вековыми дубовыми рощами, с зарослями ивы, ольхи и осины». Люди живут среди предметов и явлений жизни, которым дают имена с помощью такой части речи, как имя существительное. Однако, увидев предмет, человек не только стремится его назвать, но и оценить, определить его качественную сторону. Для этого он использует прилагательные и с их помощью обозначает признаки предметов. Попробуем разобраться, что такое признак предмета. Обратимся к тексту и перечитаем второе предложение: «Сосновые сухие леса на её берегах перемежевались с вековыми дубовыми рощами, с зарослями ивы, ольхи и осины». Прилагательные «сосновые» и «дубовые» указывают, какие деревья растут на берегах реки Пра, а прилагательные «сухие» и «вековые», на наш взгляд, подчёркивают, что им много лет. Итак, с помощью прилагательных писатель дал нам описание свойств лесов и рощ. Значит, признак предмета это его отличительные свойства. Но разве прилагательные нужны только для того, чтобы обозначать свойства предметов? Конечно, нет!. Прилагательные «сосновые» и «дубовые» указывают, какие деревья растут на берегах реки Пра, а прилагательные «сухие» и «вековые», на наш взгляд, подчёркивают, что им много лет. Итак, с помощью прилагательных писатель дал нам описание свойств лесов и рощ. Значит, признак предмета это его отличительные свойства. Но разве прилагательные нужны только для того, чтобы обозначать свойства предметов? Конечно, нет!.
Попробуем убрать в шестом предложении все прилагательные и запишем его. Вот что у нас получится: «А среди дня и река, и леса играли множеством пятен». Скучно и невыразительно! Это позволяет предположить, что прилагательные нужны для того, чтобы сделать нашу речь более яркой, выразительной, насыщенной. Кроме того, в данном тексте (как и во многих других художественных произведениях талантливых авторов) прилагательное становится средством художественной выразительности. Так, К. Паустовский, используя прилагательные «глухих», «девственную» (предложение 1) и «могучего» (предложение 8), не просто называет свойства предметов, но и даёт им художественное, образное определение. Эти эпитеты, на наш взгляд, делают описание более наглядным, ощутимым. Попробуем убрать в шестом предложении все прилагательные и запишем его. Вот что у нас получится: «А среди дня и река, и леса играли множеством пятен». Скучно и невыразительно! Это позволяет предположить, что прилагательные нужны для того, чтобы сделать нашу речь более яркой, выразительной, насыщенной. Кроме того, в данном тексте (как и во многих других художественных произведениях талантливых авторов) прилагательное становится средством художественной выразительности. Так, К. Паустовский, используя прилагательные «глухих», «девственную» (предложение 1) и «могучего» (предложение 8), не просто называет свойства предметов, но и даёт им художественное, образное определение. Эти эпитеты, на наш взгляд, делают описание более наглядным, ощутимым. Таким образом, прилагательные играет большую роль в тексте. Во- первых, они обозначают признаки предметов. Во-вторых, прилагательные украшают нашу речь. И, наконец, они могут являться в тексте средством художественной выразительности эпитетами. Таким образом, прилагательные играет большую роль в тексте. Во- первых, они обозначают признаки предметов. Во-вторых, прилагательные украшают нашу речь. И, наконец, они могут являться в тексте средством художественной выразительности эпитетами.