Тема занятия 23: «Словосочетание. Типы подчинительной связи в словосочетании».
Цель занятия: Повторить типы связи слов в словосочетании; Отработать умение определять тип подчинительной связи в словосочетании (задание В3).
Словосочетание – это сочетание двух или нескольких слов, связанных по смыслу и грамматически. Строение словосочетания: В словосочетании есть главное и зависимое слово; От главного слова задаем вопрос к зависимому Например, рисовать (что?) картину Смысловая связь в словосочетании устанавливается по вопросу. Грамматическая связь устанавливается при помощи окончаний или окончаний и предлогов. Не являются словосочетаниями: Грамматическая основа; Слово с предлогом, например, у окна однородные члены предложения.
Типы подчинительной связи в словосочетании Согласование Управление Примыкание
Согласование – это такой способ связи, при котором зависимое слово стоит в тех же формах, что и главное. При изменении главного меняется и зависимое слово. Согласование легко определить по структуре. Зависимое слово может быть выражено: а) прилагательным, например, интересный урок б) причастием, например, закончившийся урок в) порядковым числительным, например, первый урок г) местоимением, по форме сходным с прилагательным, например, этот урок Главное слово – имя существительное
Управление – это такой способ связи, при котором от главного слова к зависимому можно задать вопрос косвенного падежа. написать (в чем?) в тетради недалеко (от чего?) от дома ваза (из чего?) из стекла
Примыкание – это такой способ связи, при котором зависимое слово выражено неизменяемой частью речи: наречием, деепричастием, инфинитивом, притяжательными местоимениями его, ее, их. Зависимое слово – наречие увлеченно рассказывать Зависимое слово – деепричастие говорить улыбаясь Зависимое слово – инфинитив поехать учиться Зависимое слово – притяжательное местоимение его дом
Обобщим материал. Искать словосочетание с указанным типом подчинительной связи удобнее по зависимому слову. 1 При согласовании нужно искать прилагательное, причастие, порядковое числительное или местоимение, похожее на прилагательное. 2 При управлении нужно искать изменяемое слово, к которому можно задать вопрос косвенного падежа (чаще всего это существительное или местоимение) 3 При примыкании нужно искать наречие, инфинитив, деепричастие, притяжательное местоимение (его, её, их)
Домашнее задание. А1. Из предложения 12 выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ. (12)Примерно так начинается разговор обеспокоенных родителей с педагогами и психологами. А2. Из предложения 16 выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ. (16) Мнение это всего лишь некоторое отношение к чему-либо, а знание это, повторю, понимание закономерности. А3. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании ОДНАЖДЫ УВЛЕКСЯ (предложение 27) (27) Сократ, как передаёт легенда, однажды так увлёкся размышлением, что простоял неподвижно на одном месте почти сутки, не замечая ничего вокруг. А4. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании ПОТРЕБНОСТЬ ОТВЕТИТЬ (предложение 19). (19)Нет, настоящая благодарность есть радость и любовь и в дальнейшем потребность ответить добром на добро. А5. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании ОЧИЩАЕТ ДУШУ (предложение 25) (25) Так благодарность очищает душу от зависти и ненависти.
А6. Из предложения 11 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ. (11)Со времени Гуттенберга до наших дней вышло более 35 миллионов книг, и цифра эта явно заниженная, так как огромное количество специальных изданий не поступает на книжный рынок. А7. Из предложения 4 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ. (4) Но в то же самое время, создавая новые символы-идеограммы, человечество не отказывается и от достижений тысячелетий от фонетического письма. А8. Из предложения 15 выпишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ. (15) Почему человек совершает безнравственные поступки? А9. Из предложения 27 выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ. (27) Чтобы побеждать в жизни, побеждать красиво и долговечно, прочно, основательно, надобно иметь высокую душу. А10. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании НИКОГО НЕ ТРОНУЛ (предложение 5) (5)Я знал сверхсилача, который за всю свою долгую богатырскую жизнь никого не тронул пальцем, никому не желая зла.