Тема занятия 29: « Сложное предложение с разными видами связи ».

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
« Сложное предложение с разными видами связи ».. Закрепить умение производить разбор сложного предложения с разными видами связи.
Advertisements

Тема урока: Знаки препинания в сложноподчиненном предложении Цель урока: Систематизировать полученные знания о постановке знаков препинания в сложноподчиненном.
Мне часто кажется, что я не готов дать сразу ответ, что я не отстою свою точку зрения. Как это всё запуталось, мы не могли понять и решили поступить так,
Подготовка к ЕГЭ Задания по пунктуации. 7 заданий по пунктуации 1. Знаки препинания в простом и сложном предложениях с союзом И. 2. Знаки препинания в.
Тема занятия 18: «СПП с несколькими придаточными. Сложные предложения с разными видами связи »
Сложные предложения в русском языке Выполнила: Чистова Анастасия Ученица 11 «А» класса.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
Сложноподчинённые предложения Теоретические сведения.
Презентация на тему: «СОЮЗ». Понятие о союзе С о ю з ы – это служебные слова, которые связывают между собой однородные члены предложения или части сложного.
Урок-практикум. 1. Расставьте ударение в словах Баловать, документ, задолго, звонишь, звонящий, каталог, красивее, мастерски, облегчит, премировать, усугубить.
АЛГОРИТМ ПОСТАНОВКИ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ.
Руководство по решению задания А24. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с придаточным определительным.
Урок русского языка в 9 – м классе на тему :. * Задачи: 1. Формировать умение распознавать придаточные времени, отличать их от других видов придаточных.
Тренажёр А 25 ТРЕНАЖЕР А 25 ТРЕНАЖЕР А 25 Готовимся к ЕГЭ по русскому языку.
Вопрос А 24 Знаки препинания в сложном предложении с придаточным определительным.
СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ЦЕЛЬ УРОКА: 1. Выяснить, чем сложноподчинённое предложение отличается от сложносочинённого. 2. Какими бывают средства связи.
Обобщающий материал по теме «Синтаксис» 9 класс в форме рифмованных алгоритмов Автор Аненко Наталья Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ.
©Лебедева Евгения Игоревна, учитель русского языка МКОУ Новлянской основной общеобразовательной школы.
Сложные предложения с различными видами связи. Проблемный вопрос Является ли предложение : – сложным с различными видами связи? Является ли предложение.
ЦЕЛИ УРОКА : 1. Познакомиться с особенностями структуры сложноподчинённых предложений с придаточными условными; 2. Научиться: а) находить СПП с придаточными.
Транксрипт:

Тема занятия 29: « Сложное предложение с разными видами связи ».

Цель занятия : Обобщить материал о сложных предложениях с разными видами связи.

Сложные предложения с разными видами связи - это сложные предложения, которые состоят не менее чем из трёх частей, связанных между собой сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью. В сложных синтаксических конструкциях представлены сочетания: 1) сочинительной и подчинительной связи; 2) сочинительной и бессоюзной; 3) подчинительной и бессоюзной ; 4) сочинительной, подчинительной и бессоюзной.

Алгоритм работы с предложениями такого типа. 4) Расставляем знаки между частями и, если необходимо, внутри них. 3) Разделив предложение на части, рассматриваем каждую из них отдельно. Часть может представлять собой или простое предложение, или СПП. 2) Делим предложение на части. Границами этих частей являются места с сочинительной или бессоюзной связью. 1) Находим простые предложения, из которых состоит сложное предложение, и смотрим, как они соединяются.

Рассмотрим пример. Шаг 1. (1)[ Мальчики стали дергать щуку за хвост ], и (2) [ Арсений Романович начал читать наставление о том ], (3)( почему нельзя класть палец щуке в рот ), (4)( даже если она сонная ). Образец рассуждения. 1. Предложение сложное, состоит из 4 простых. Первое и второе соединяются сочинительным союзом И, значит, это сочинительная связь. Второе и третье соединяются союзным словом почему, значит, это подчинительная связь. Третье и четвертое соединяются союзом если, значит, это подчинительная связь. Таким образом, это сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью.

Шаг 2. ( 1)[ Мальчики стали дергать щуку за хвост ], и (2) [ Арсений Романович начал читать наставление о том ], (3)( почему нельзя класть палец щуке в рот ), (4)( даже если она сонная ). 2) Делим предложение на части, границами которых служит в данном случае сочинительная связь. Здесь две части : 1) [ Мальчики стали дергать щуку за хвост ] и 2) [ Арсений Романович начал читать наставление о том ], ( почему нельзя класть палец щуке в рот ), ( даже если она сонная ). Между этими блоками ( частями ) ставим запятую.

Шаг 3. (1)[ Мальчики стали дергать щуку за хвост ], и (2) [ Арсений Романович начал читать наставление о том ], (3)( почему нельзя класть палец щуке в рот ), (4)( даже если она сонная ). Рассматриваем каждую часть отдельно. Первая часть представляет собой простое предложение, внутри которого не нужно ставить запятые. Вторая часть – это СПП с последовательным подчинением. [ Арсений Романович начал читать наставление о том ], ( почему нельзя класть палец щуке в рот ), ( даже если она сонная ). Ставим знаки внутри СПП.

Пример. 1) [ Печален я ] : [ со мною друга нет ], ( с ке м долгую запил бы я разлуку ), ( кому бы мог пожать от сердца руку и пожелать весё лых много лет ) ( А. Пушкин ). Это сложное предложение с разными видами связи : бессоюзной и подчинительной, состоит из двух частей, связанных бессоюзно ; 1 часть по структуре представляет собой простое предложение ; 2- это сложноподчинённое предложение с двумя придаточными определительными, с однородным соподчинением.

Два союза рядом ( стечение союзов ) Как и в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными, в сложных предложениях с разными видами связи могут оказаться рядом два союза ( сочинительный и подчинительный ) или сочинительный союз и союзное слово, принадлежащие к разным предложениям. Учтите, что сочинительный союз может стоять не перед тем простым предложением, к которому относится ! По общим правилам два союза ( союз и союзное слово ), принадлежащие разным простым предложениям, должны разделяться запятой ( в этом случае предложение со вторым союзом или союзным словом можно изъять, не изменяя общей структуры сложного предложения ). Солнце било в окно, / 1 и, / когда он поднял голову, / 2 ему пришлось зажмуриться / 3. Ср.: Солнце било в окно, / 1 и, / когда он поднял голову, / 2 ему пришлось зажмуриться / 3. – Солнце било в окно, и ему пришлось зажмуриться. В том случае, когда предложение со вторым союзом или союзным словом нельзя изъять из предложения, не изменив общей структуры сложного предложения, запятая между союзами или союзом и союзным словом не ставится. В этом случае далее должна стоять вторая часть двойного союза – то, так, но. Ср.: Солнце било в окно, и когда он поднял голову, то ему пришлось зажмурить глаза. – Солнце било в окно, и... то ему пришлось зажмурить глаза.

Домашнее задание. А1. Расставьте знаки препинания. Некоторые из современников А.С. Пушкина говорили о том что когда они смотрят на его портрет кисти О.А. Кипренского то видят отразившиеся на лице поэта «печали жизни». А2. Расставьте знаки препинания. И.Е. Репин признавался что пока он работает над портретом в его душе живёт влюблённость в того человека чей портрет он пишет. А3. Расставьте знаки препинания. Алексей Павлович вставал с ранней зарёй и когда он вдыхал напоённый влажным запахом росы прохладный воздух на душе у него становилось легко и просторно. А4. Расставьте знаки препинания. Мальчик рос смышлёным и здоровым и когда он стал старше отец разрешил ему делить с рыбаками трудности и опасности морского промысла. А5. Расставьте знаки препинания. Я решительно не понимал причины такой жестокой несправедливости и это было не удивительно потому что дома у нас был образован заговор чтобы нам ничего не говорить о том кто был этот человек которому мы были обязаны спасением. А6. Расставьте знаки препинания. Чтобы сделать себя понятным я начну издалека я передам одно моё впечатление из Берлина. А7. Расставьте знаки препинания. Пари заключается вот в чём я думаю будто я знаю вашего герцога лучше чем знаете его вы.

А8. Расставьте знаки препинания. В том что есть вещи которые «не снились мудрецам» я не сомневаюсь но что о них думают люди это чрезвычайно меня занимало. А9. Расставьте знаки препинания. В ту минуту когда они вошли в гостиную там начиналось музыкальное отделение вечера и хозяйка могла только улыбкой показать Наталье Михайловне что приветствия и разговоры откладываются уже слышались звуки рояля. А10. Расставьте знаки препинания. Всё оказалось гораздо приятнее чем он полагал старый арап привёз приглашение отца.