Учитель Кошелева Евдокия Павловна Урок русского языка в 10 классе по теме «Морфология» п. Кушмангорт, 2012 МАОУ «ЧВСОШ» Кушмангортский УКП.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МАОУ «Чердынская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» Кушмангортский УКП Урок русского языка в 10 классе по теме «Состав слова и словообразование»
Advertisements

Ё (шёпот, жёлтый) О в исключениях (шов, шорох и др. )
Страна Лингвиния Имя Прилагательно е Звукоподражани е Имя Числительно е Междометие Союз Частица Предло г Причастие Глагол Деепричастие Слово состояние.
Значимые части речи. Служебные части речи. Междометия.
Части речи Раздел языка – морфология Учитель начальных классов высшей категории МОУ СОШ 6 Г. Усть – Лабинска МОУ СОШ 6 Г. Усть – Лабинска Гуркина Елена.
Урок русского языка. Существительное - школа, Просыпается - глагол. С прилагательным весёлый Новый школьный день пришел. Встали мы - местоименье, Бьёт.
Наречие как часть речи Русский язык, 7 класс Учитель Азметова Елена Сергеевна, МОУ «СОШ 54»
5 класс Учитель русского языка и литературы МАОУ лицея 5 г. Камышлова Свердловской области Семёнова Елена Валерьевна.
Части речи Знаменательные части речи Существительное Прилагательное Глагол Наречие Числительное Местоимение.
Части речи СамостоятельныеСлужебныеМеждометие Существительное Предмет Кто? Что?
Служебные части речи. Проект выполнил ученик Проект выполнил ученик 7 «а» класса Бережной С. 7 «а» класса Бережной С.
Подготовила Одинцова Анастасия 5 б класс. 1)Как появилась часть речи имя существительное ? 2)Как появилась часть речи имя прилагательное? 3)Как появилась.
ОСТРОВ СОКРОВИЩ старт домой Задание 1 Что изучает морфология? На какие три группы делятся части речи? Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных?
Знаменательные части речи 1.Имя существительное 2.Имя прилагательное 3.Имя числительное 4.Местоимение 5.Глагол 6.Причастие 7.Деепричастие 8.Наречие. 9.Категория.
Лингвистика или языкознание – наука о языке (от греч. «лингва» язык)
Служебные части речи Самостоятельные и служебные части речи. Предлог как часть речи. Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 10 г.Магнитогорска Андриевская.
Урок русского языка в 5 классе Тема: Введение в морфологию. Учитель русского языка и литературы Пасичник Валентина Михайловна.
ПАМЯТКА о Ъ СОГЛ. Ъ Е, Ё, Ю, Я. ПАМЯТКА о Ь СОГЛ. Ь Е, Ё, Ю, Я, И.
Правописание наречий. Русский язык. Часть 2.4 класс.
Урок русского языка в 11 классе. Составила: Климова Александра Владимировна, учитель русского языка и литературы, МАОУ «СОШ 20»
Транксрипт:

Учитель Кошелева Евдокия Павловна Урок русского языка в 10 классе по теме «Морфология» п. Кушмангорт, 2012 МАОУ «ЧВСОШ» Кушмангортский УКП

Учащиеся должны: знать основные сведения о частях речи, их грамматических признаках и синтаксической роли, орфографические правила, связанные с данным разделом лингвистики; уметь определять, к какой части речи принадлежит слово, его грамматические признаки.

Морфология Морфология (от греч. morphe форма, logos учение) это раздел науки о языке, рассматривающий грамматические формы и грамматические значения частей речи. На какие три группы делятся части речи? Что изучает морфология? Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных?

Части речи Самостоятельные Имя существительное Имя прилагательное Имя числительное Местоимение Глагол (причастие, деепричастие) Наречие (и слова категории состояния) Служебные Предлоги: в, на, за, по, перед, под и др. Союзы: и, а, но, или, что, чтобы, будто и др. Частицы: не, ни, что за, бы, ли, же и др. Междометие и звукоподража- тельные слова: ура, гав-гав, мяу- мяу, ах, ох, эй, батюшки и др.

Найдите «лишнее» слово зима, пятый, строительство темнота, зеленеет, над, высоко красный, краснеющий, малиновый

Проверка зима, пятый, строительство темнота, зеленеет, над, высоко красный, краснеющий, малиновый

Выпишите из данных предложений все одушевлённые существительные. (см. учебник 2007 г- стр. 74) 1) Тятя! тятя! наши сети притащили мертвеца. (А.С. Пушкин) 2) Плюшевый мишка – любимая игрушка многих ребят. 3) Ферзь – самая сильная шахматная фигура.

Проверка Ответ: тятя, мертвец, мишка, ребята, ферзь. Кроме лексического признака одушевлённости, есть грамматический признак одушевлённых существительных Р.п. мн.ч. = В.п. мн.ч. Проверим: нет мертвецов, мишек, ферзей вижу мертвецов, мишек, ферзей

Запишите данные слова в три группы с единой орфограммой. Какие слова не вошли ни в одну группу? Недруг, блестеть, серьёзный, девчонка; не истинный, а ложный; предъюбилейный, прилагать, растительность, невзрачный, разъярённый, расположение, искусство, неистовствовать, медальон, росточек, не появляться.

Ответ: 1 группа: недруг; не истинный, а ложный; невзрачный, неистовствовать, не появляться; 2 группа: блестеть, прилагать, растительность, расположение, росточек; 3 группа: серьёзный, предъюбилейный, разъярённый, медальон. Девчонка, искусство.

Проверка

1) выглянуть, помахать, рисовать, написать; 2) собранный, решённый, прибывший, сшитый; 3) каменный, красивый, вчерашний, шерстяной. Найдите «лишнее» слово

Проверка 1) выглянуть, помахать, рисовать, написать; 2) собранный, решённый, прибывший, сшитый; 3) каменный, красивый, вчерашний, шерстяной.

Расскажите о правописании Ь после шипящих в разных частях речи. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте условия выбора орфограмм. Стриж.., мелоч.., горяч.., испеч.., горячая печ.., настеж.., несколько задач.., невтерпёж.., могуч.., мыш.., слышиш...

Проверка Стриж, мелочь, горяч, испечь, горячая печь, настежь, несколько задач, невтерпёж, могуч, мышь, слышишь.

Расскажите о правописании НЕ с различными частями речи. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте условия выбора орфограмм. (Н…)чего делать; (н…)о(чём) (не)подумал; (не)слабый, а сильный; (не)годуя; (не)сделан; вовсе (не)скучный; (не)увя…шие, а свежие цветы; (не)приятель.

Проверка Нечего делать; ни о чём не подумал; не слабый, а сильный; негодуя; не сделан; вовсе не скучный; не увядшие, а свежие цветы; неприятель.

Определите часть речи слова ЧТО. а) Я спросил друга, что он хотел мне сообщить. б) Что за прелесть эти сказки! в) Мы решили, что в выходные пойдём в лес.

Проверка Первое предложение – относительное местоимение Второе предложение – модальная частица Третье предложение - союз

Буквы О – Е – Ё после шипящих Ё О Е В корнях существи- тельных и прилага- тельных: жёлудь, жёлтый, жёрнов, шёлк В словах –исклю- чениях ( нельзя подобрать одноко- ренное слово с е после шипящей: шорох, шов, шорты) В суффиксах существительных прилагательных,н аречий без ударения:певуче В окончаниях глаголов: течёт, печёт, бережёт В суф существ., прилагат, наречий под ударением: речонка, ежовый. В окончаниях существительных прилагательных без ударения: В словах, образо- ванных от глаголов: ночёвка, мочёный, испечённый В окончаниях сущ прилагат. под ударением: межой замшевый, плю- шевый, маршем, пуншем, сажей

Части речи Самостоятельные служебные Изменяемые неизменя междометия емые

Полностью себя проявил, реализовал __ Не в полной мере себя реализовал __ Не реализовал себя __ Р е ф л е к с и я

Спасибо за работу!