Урок в 8 классе. Самостоятельная работа по теме «Словосочетание». Цель: проверка знаний и умений учащихся 1.Определять способ связи слов в словосочетании; 2.Преобразовывать словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи ; 3.Использовать в речи словосочетания- стилистические синонимы; формирование навыка вычленения словосочетания из предложения.
Согласование – одинаковая грамматическая форма главного и зависимого слова (прилагательные, причастия, местоимения с существительным). Связь с помощью окончания. Белеющим снегом Управление- зависимое слово(существительное) стоит в определённом падеже. Связь с помощью предлога и окончания. Прощаясь с друзьями Примыкание – зависимое слово ( неизменяемая часть речи). Связь только по смыслу. Усаживаясь удобно
Самостоятельная работа 1)Выпишите из предложения все СС. Укажите главное слово. Графически объясните постановку знаков препинания. Море гудело грозно, выделяясь из всех шумов этой тревожной ночи. 2) Являются ли словосочетаниями данные пары слов? Обоснуйте своё мнение. Стая расселась Вскормлена и воспитана Своими любуясь 3) В каких СС главное слово обозначено неверно? По узкой* тропинке, дойдя* до полянки, кусты ивы*, нарочно* приготовленный, Принести* детям, стараясь* поднять, быстро* ползущий, в двух* шагах. 4) Спишите предложения, вставляя пропущенные окончания прилагательных и причастий. На вершине полого.. холма, покрыт… только что зацветш… рожью, виднелась (не) больш… деревенька.
Запишите словосочетания, правильно подбирая существительные и прилагательные Ближний, близкий (друг, деревня); Дружественный, дружеский, дружный (помощь, государство, класс); Завидный, завистливый (здоровье, сосед); Враждебный, вражеский (разведчик, цель); Искусный, искусственный (работа, алмаз, бриллиант); Ледяной, льдистый леденящий (взгляд, путь, горка).
1.В каком словосочетании нарушена сочетаемость слов: а) проявлять способности б) молодая девушка в) главная роль. 2. Составьте четыре словосочетания, используя в роли главного слова существительные: Творение, творчество, вершина, богатство. 3. Являются ли синтаксическими синонимами словосочетания: Плавательный бассейн – бассейн для плавания, Придумайте и запишите ещё два подобных примера. 4. Определите для каждого словосочетания главное слово и способ связи главного и зависимого слова. Совсем недалеко, гуляющий по улице, по-весеннему тепло, наедине с учителем, сварить вкрутую, вплотную к дереву, неизвестный герой, сердившийся на всех, безразличен ко всему, по-детски наивно, не горевать от неудачи, разговаривать непринуждённо, немигающий взгляд, недостаёт чуткости, стол не деревянный.