МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД и метапредметные технологии В ОБРАЗОВАНИИ Классен С.В., учитель математики МБОУ «Красногвардейская гимназия» Красногвардейского района
Задачи школы «Школа должна в первую очередь учить детей мыслить причем, всех детей, без всякого исключения, несмотря на разное имущественное и социальное положение семей, а также наследственных задатков детей» В. В. Давыдов
Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.
Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире. Это требования второго поколения образовательных стандартов.
Основные понятия метапредметного подхода "Мета "- («за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ).
Основные понятия метапредметного подхода Метадеятельность – универсальная деятельность, которая является «надпредметной» (универсальные знания и способы или мыследеятельность)
Основные понятия метапредметного подхода Метазнания - знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний, т.е. приёмы и методы познания (когнитивные умения) и о возможностях работы с ним. Примерами метазнаний являются: - Диаграмма знаний (отражает все элементы знаний, находящихся в организации, и отношения между ними); - Карта знаний (отражает распределение элементов знаний между различными объектами организации); - Базы знаний, представления об их устройстве.
Основные понятия метапредметного подхода Метаспособы - методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач.
Основные понятия метапредметного подхода Метаумения - присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки. - теоретическое мышление - навыки переработки информации - критическое мышление - творческое мышление - регулятивные умения -качества мышления
Методики, подходы и технологии формирования метадеятельности ИКТ –технологии, технология здоровьесбережения, развивающее обучение Эльконина-Давыдова; а также мыследеятельностная педагогика; коммуникативная дидактика; эвристическое обучение; логико-смыслового моделирования; развивающего обучения; критического мышления; ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) (АРИЗ); технологический компонент личностно-ориентированного урока; общеучебные умения и навыки (ремейк-программа Пономаревой и др.). метод проектов; исследовательская деятельность; тьюторские технологии; школа М.Щетинина и др.
Метапредметность подразумевает, что существуют обобщенные системы понятий, которые используются везде, а учитель с помощью своего предмета раскрывает какие-то их грани.
Метапредметы соединяют в себе идею предметности и одновременно надпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности. Ученик узнает сам способ своей работы с новым понятием на разном предметном материале. Создаются условия для того, чтобы ученик начал рефлектировать собственный процесс работы: что именно он мыслительно проделал, как он мыслительно двигался, когда восстанавливал генезис того или другого понятия.
ВИДЫ МЕТАПРЕДМЕТОВ «Знание» «Знак» «Проблема» «Задача» «Смысл» «Ситуация» «Схема» «Идеализа- ция»
«ПРОБЛЕМА» Изучая метапредмет «Проблема», школьники учатся обсуждать вопросы, которые носят характер открытых, по сей день неразрешимых проблем.
«ЗАДАЧА» На метапредмете «Задача» учащиеся получают знание о разных типах задач и способах их решения. При изучении метапредмета «Задача» у школьников формируются способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели.
«ЗНАК» В рамках метапредмета «Знак» у школьников формируется способность схематизации. Они учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что пытаются помыслить или промыслить, то, что хотят сделать.
«ЗНАНИЕ» В рамках другого метапредмета «Знание» формируется свой блок способностей. К их числу можно отнести, например, способность работать с понятиями, систематизирующую способность (т. е. способность работать с системами знаний), идеализационную способность (способность строить идеализации)
Техника «знающего незнания» Осваивая ее, школьники научаются выделять зону незнаемого в том, что они уже знают. Освоение данной техники предполагает развитие также таких универсальных способностей, как понимание, воображение, рефлексия.
Этапы работы этап формирования у детей различений и различительной способности, этап обучения их идеированию и работе с идеализациями, этап обучения их построению понятий, этап, связанного с осмыслением генезиса систем и теорий, с формированием способности систематизации.
Конструируя урок, преподаватель метапредмета «Знание» всякий раз создает такую «воронку» движения к знанию, попав в которую, учащийся уже не может выбраться из нее, не может вернуться обратно.
Цель метапредметного подхода Нужно построить образовательный процесс так, чтобы наш отличник стал в жизни не ходячей энциклопедией, а целостной личностью, способной адаптироваться в постоянно изменяющемся мире, решать нестандартные жизненные задачи, т.е. успешно социализироваться в обществе.
Мы должны передавать учащимся не просто знания, а способы работы со знаниями. Важно!
Новые требования к профессиональной успешности Необходимо знать особенности устройства своего предмета, методы его конфигурирования с другими предметами и зоны его прорывного развития.
Исследование нового должно стать неотъемлемой частью познания Роль педагога заключается в том, чтобы направить процесс познания в русло открытия нового, культурно обогащая окружение ребёнка. Исследование нового должно стать неотъемлемой частью познания.
Редко можно найти учителя, который не стремился бы давать знания детям. Но какую бы модную технологию он не использовал, дети, как правило, не хотят брать эти знания. Почему?
Литература: 1. Мыследеятельностная педагогика в старшей школе: метапредметы. М., Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). Минск, Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика, с. 4. Из опыта освоения мыследеятельностной педагогики (Опыт освоения мыследеятельностного подхода в практике педагогической работы) / Под ред. Алексеевой Л. Н., Устиловской А. А. М., «Технология присвоения метазнаний»: Фестиваль «Открытый урок» Фёдорова Светлана Шамиловна 6. Как сценировать и проводить учебное «метапредметное» занятие Автор: Громыко Нина Вячеславовна 7. Развитие метапредметной компетентности через реализацию программы "Развитие исследовательской деятельности для основной общеобразовательной школы (1–9-е классы) Фёдорова Светлана Шамиловна Светлана Руденко «Жизнь на уроке должна стать подлинной, или Метапредметный подход в обучении и универсальные учебные действия» 9. Сборник статей для участников финала Всероссийского конкурса «Учитель года России 2009». СПб, с. АЛЕКСАНДРОВА В. Г. «Инновации как способ изменения качества педагогической реальности в процессе творческого освоения профессионального опыта» Сборник статей для участников финала Всероссийского конкурса «Учитель года России 2009». СПб, с. ГРОМЫКО Н. В., ПОЛОВКОВА М. В. «Метапредметный подход как ядро российского образования»