Не видно птиц. Покорно чахнет Лес, опустевший и больной. Грибы сошли, но крепко пахнет В оврагах сыростью грибной. Глушь стала ниже и светлее, В кустах свалялася трава, И, под дождём осенним тлея, Чернеет тёмная листва. определите синтаксическую роль (то есть, каким членом предложения является) каждого слова в четверостишиях И. Бунина.
Конструирование предложений. Добавьте в предложения обстоятельства, употребив нужную часть речи: A) (наречие, обстоятельство времени, например, скоро)...поднимется солнце. Б) Мы решили пойти... (существительное с предлогом, обстоятельство места; инфинитив, обстоятельство цели, например, в парк подышать свежим воздухом). B) Он глядел на меня... (деепричастие, обстоятельство образа действия, например, повторяя просьбу). Г) Праздник состоится... (производный предлог + существительное, обстоятельство уступки, например, несмотря ни на что). Д) (существительное с предлогом, обстоятельство причины, например, из-за плохой погоды)... полёт отменили. Е) Он всегда умел работать... (фразеологический оборот, обстоятельство образа действия, например, не покладая рук).
A)Читать детективы - любимое занятие многих. Б) Мама научила меня слушать других. B)Он пришёл познакомиться с моими друзьями. Г) Моё увлечение - играть в волейбол. Д) Скоро осенний лес начнёт сбрасывать листву. Е) Я к нему обратился с просьбой верить мне. Определите синтаксическую роль инфинитива
1.Найдите предложение с обстоятельством времени. A)Мы очень устали. Б) Кругом кричали коростели. B)Вчера я приехал в Тамбов. Г) Он изменился до неузнаваемости.
2.В этом предложении есть обстоятельство цели. A)Душно стало в сакле, и я вышел на воздух освежиться. Б) Слон-живописец написал пейзаж, Но раньше, чем послать его на вернисаж, Он пригласил друзей взглянуть на полотно. B)Сенокос запоздал из-за дождей. Г) От мороза побелели деревья, лошади, бороды.
3. Укажите предложение, в котором обстоятельство не обособляется. А) Чайка, как парус, белеет где-то в высоте. Б) Прилетев на место, гуси шумно опускаются на воду. В) Опытный шахматист, сделав неудачный ход, сдался. Г) Последний рисунок был выполнен учеником очень небрежно. Д) Поезд шёл не останавливаясь. Е) Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи.
4. В этом предложении фразеологизм употреблён в роли обстоятельства. A)Приказчик остался с глазу на глаз с покупательницей. Б) Казалось, что какие-то узы крови связывают этого босяка со Стенькой. B)Рассказы эти были данью моему детству. Г) Олег в тот день проснулся ни свет ни заря.
1.В; 2. А, Б; З.Г,Д; 4. А, Г;
1. В мире животных у нас есть симпатии и антипатии. Крокодилов не любит никто. Этот огромный ящер имеет небольшой мозг, но мощные челюсти и мускулистый хвост, удар которого может переломить ноги взрослой антилопе. Крокодил - искусный охотник. Часами он может лежать в воде, высунув на поверхность лишь ноздри и выпуклые глаза. Стоит кому- то приблизиться к водопою, от жажды потеряв бдительность, он мгновенно бросается на жертву; в Африке ею чаще всего бывают антилопы. Размеры жертвы крокодила ничуть не смущают. **На суше он её не убивает, а тащит в воду и топит. Рвать жертву сразу хищник не станет, а поместит за корягу или в пещеру, вырытую для этого в берегу или под водой, и подождёт, пока добыча «отмокнет». Желудок крокодила - адский химический комбинат, переваривающий шерсть, рога, копыта. *Даже железные крючья постепенно разъедаются в его желудке, как в кислоте. Суши крокодил не избегает. Излюбленное его занятие - греться на песчаном берегу водоёма. При явной опасности он мчится в воду, изгибая тело, выбрасывая вперёд задние ноги. Здесь он хозяин. (По В. Пескову)
Грамматическое задание. Озаглавить текст 1.Синтаксический разбор + выписать словосочетания 1-й вариант * «Даже… 2-й вариант ** «На суше … 2.Графически объяснить знаки препинания в 1-м, 2-м предложениях 2-го абзаца, 1-м предложении 4-го абзаца, 2-м, 3-м предложениях 5-го абзаца. 1)Подчеркнуть, надписав, сказуемые разных видов. (1-й вариант 1-2 абзацы; 2-й вариант –3-4 абзацы) 2)Подчеркнуть все обстоятельства в предложениях