Сочинение по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка" Урок развития речи 5 классе
Цели урока: Обучение сочинению по картине; Знакомство учащихся с жизнью и творчеством художника; Развитие устной и письменной речи Развитие наблюдательности, чувства юмора; Развитие навыков анализа; Использование в тексте сочинения диалога.
Коротко о художнике Родился в 1906 году в украинском селе Сурско – литовском; В 3 года потерял родителей; Вместе со старшим братом – художником расписывает церкви; В Гражданскую войну был плотником, маляром, шахтером; Поступает в Московский художественный институт; Арктический поход ( начальник экспедиции О.Ю.Шмитд) к Берингову проливу. Орден Трудового Красного Знамени.
Одна из главных тем творчества Ф.П.Решетникова – мир детей
Решетников, Федор Павлович Решетников, Федор Павлович Опять двойка ГТГ Холст, масло. 101 х 93 Государственная Третьяковская галерея, Москва
Работа по репродукции Каков сюжет картины? Опишите ее.
Кто главный в этой картине? Первое впечатление – двоечник. Но центральное место в картине занимает пес! Он выделен и цветом - самое яркое пятно в картине. Случайно? Даже если художник сделал это неосознанно, собака демонстрирует свою любовь к нашему герою - и это самое главное! Единственное существо, которого не волнует, что он принес из школы!
Кто следующий? Опять не двоечник. Мама! Правда, она не на переднем плане, чуть сзади, но ее красное платье выводит ее на второй план (после пса).
Следом идет наш герой, за ним его брат на велосипеде, а потом уже сестра с учебниками.
Описание комнаты Несколько слов об обстановке. Перед нами квартира - отдельная квартира! Обстановка по тем временам - для небедных людей. Мальчик на велосипеде - квартира достаточно велика, в ней можно кататься. На полу ковер - это вообще предмет роскоши! На стенке - часы с боем.
Поэтому и у мамы на лице выражение, которое как бы говорит: «Чего тебе не хватает для учебы?» Кроме упрека, в лице и сожаление, и отчаяние. Что еще надо сделать, чтобы этот лентяй начал нормально учиться? И ее поза (бессильно опущенные на колени руки) тоже говорит об этом.
Анализ предполагаемой речи персонажей Каждый персонаж говорит! Младший (которому от старшего наверняка перепадают не только сладости, скорее, наоборот) с выражением торжества думает (это читается на его лице!): «Ага, опять! Сейчас тебе достанется!»
Анализ предполагаемой речи персонажей Сестра (отличница, по меньшей мере - хорошистка) смотрит на братца с упреком, свойственным передовикам учебы и производства: «Как ты так можешь? Тебе не жалко маму? Когда ты возьмешься за ум?» У нее всегда все в порядке, и галстук пионерский она надевает каждый день (еще бы, она не знает, что такое играть в хоккей, она вообще зануда!).
Описание пса А вот верный друг - он всегда рядом, всегда готов разделить все забавы, погулять, побегать! И его любовь - до облизывания замурзанной мордуленции своего приятеля и хозяина!
Словарная работа Подберем ключевые слова и синонимы: герой картины : мальчуган, мальчишка, двоечник, прогульщик, проказник Лукавый и виноватый вид: глаза опущены, брови приподняты, губы надуты.
Анализ предполагаемой речи персонажей Сестра (отличница, по меньшей мере - хорошистка) смотрит на братца с упреком, свойственным передовикам учебы и производства: «Как ты так можешь? Тебе не жалко маму? Когда ты возьмешься за ум?» У нее всегда все в порядке, и галстук пионерский она надевает каждый день (еще бы, она не знает, что такое играть в хоккей, она вообще зануда!).
Словарная работа Описание вещей героя: Портфель, пальто, коньки. Описание матери: Расстроена, огорчена, сморит с укоризной, руки опущены Описание сестры: Опрятный вид, аккуратна, книги и тетради лежат ровной стопкой. Смотрит осуждающе. Описание брата: Ехидно посмеивается. Описание собаки: Радуется, ластится, преданно смотрит в глаза, зовет гулять, уперлась лапами в грудь.
Работа над сочинением Учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 2» г. Емвы Мацюк Е.А.
Учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 2» г. Емвы Мацюк Е.А.