Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями
Цели урока: Познакомиться с правилом написания НЕ с причастиями. Познакомиться с правилом написания НЕ с причастиями. Повторить правописание НЕ с разными частями речи. Повторить правописание НЕ с разными частями речи. Повторить морфологический разбор причастия. Повторить морфологический разбор причастия. Повторить написания словарных слов. Повторить написания словарных слов. Выполнить упражнения по теме урока. Выполнить упражнения по теме урока.
Последний раз блеснули горы в несуществующей дали. Найдите причастие и выполните его морфологический разбор.
В назидание потомку. Не проявляй услужливости и обуздывай сердечное расположение, если оно будет тобой овладевать: люди этого не понимают и охотно принимают за уродливость, ибо всегда рады судить о других по себе. Никогда не принимай одолжений. Одолжение чаще всего предательство. Избегай покровительства, потому что это порабощает и унижает. Никогда не отвечай оскорблением на оскорбление. Никогда не делай долгов. Лучше терпи нужду; поверь. Она не так ужасна, как кажется, и во всяком случае она лучше неизбежности вдруг оказаться бесчестным или прослыть таковым. Правила, которые я тебе предлагаю, приобретены мною ценой горького опыта. Хорошо, если бы мог их усвоить. А.С.Пушкин
Вспомним о правописании НЕ с существительными и прилагательными. Слитно, если: Раздельно, если: - без НЕ не употребляется - есть противопоставление с союзом А (неряха, невзгоды, небрежный); ( не правда, а ложь; не добрый, а злой) - можно заменить с синонимом без НЕ - с существительными при отрицании или близким по значению выражением (не волк); (неправда – ложь); - с краткими прилагательными (не могуч); - есть слова далеко не, вовсе не, совсем не; - зависимое слово – отрицательное местоимение (никому не интересный); - прилагательное в сравнительной или превосходной степени ( не громче, не красивейший).
Ваша задача – прочитать предложения, проанализировать их и сделать вывод, когда же НЕ с причастиями пишется слитно, а когда – раздельно. Беговая дорожка не выровнена и не размечена. Неразмеченная беговая дорожка ещё не использовалась спортсменами. Шум ливня, не прекращающийся весь день, был слышен за окном. Непрекращающийся шум ливня был слышен за окном. Учащимся нужны не вызубренные, а осознанные знания. Ученик смотрел на учителя недоумевающим взглядом.
Выполни задания. I уровень. Пользуясь изученным правилом придумайте и запишите предложения, в которых бы НЕ писалось слитно и раздельно (используя все пункты плана). II уровень. Распределите данные словосочетания в таблицу, определяя часть речи, с которой не следует писать НЕ раздельно или слитно. Не хороший, а плохой поступок; неинтересная книга; невзгоды закаляют характер; не сомневался ни в чём; мне нездоровится; ещё не оконченное стихотворение; руки не вымыты; кот не накормлен; не сморщенные, а уже сочные листочки; незанавешенные окна; рассказ не окончен; не просохшая после дождя земля; непросохшая земля; не обдуманный, а опрометчивый поступок; рассказывать небылицы; неуверенный человек.
III уровень. Пользуясь изученным правилом, спишите предложения, устно указывая условия слитного и раздельного написания. Расставьте пропущенные знаки препинания. 1.Не забываемое впечатление оставила гроза в деревне. 2. Светлая заря, ещё не закрытая черной приближающейся тучей, озаряла розовым светом нашу спальню. 3. В сектор для прыжков ещё не привезён песок. 4. В палатке мы увидели не разбросанные, а аккуратно сложенные рюкзаки. 5.Ничего не стоят не подкреплённые делом слова. 6. Ненавидящий предательство, он не мог простить друга.
Подведение итогов урока. Правописание каких частей речи вы вспомнили на уроке? Что узнали нового? Когда НЕ пишется раздельно с причастиями? А слитно?
Благодарю за внимание !