Подготовка к сочинению по картине Н.П.Крымова «Зимний вечер» Упражнение 290 Учитель Туманова Н.Ю.
Цели и задачи: Подготовить учащихся к сочинению-описанию по картине. Помочь понять содержание картины и средства выражения замысла художника. Использовать в работе искусствоведческий текст как основу по созданию учащимися собственных речевых произведений. Активизировать лексику по теме «Описание природы (зимняя деревня)». Ввести в активный словарь учащихся искусствоведческие термины: колорит, палитра, тон, тоновое выражение цвета. Воспитывать чувство любви к родной природе, вдумчивое, бережное отношение к ней, умение видеть прекрасное в скромных уголках родной природы.
Словарь колорит, палитра, тон, тоновое выражение цвета.
Оборудование: - выставка репродукций зимних пейзажей русских художников; - портрет Н. П.Крымова и репродукции его картин; - раздаточный материал (распечатка искусствоведческого текста И.Б.Порто); - музыкальный фрагмент Г.Свиридова «Пастораль».
Повторение: Типы речи; стили речи (художественный стиль); основная мысль текста; разряды прилагательных; правописание приставки пре-; виды причастий; пунктуация при причастном обороте.
Вступление Сегодня наш урок будет посвящен работе над сочинением-описанием по картине художника Н.П.Крымова. В истории живописи Н.П.Крымов известен как превосходный мастер лирического пейзажа, как поэт скромной русской природы. Наша задача - познакомиться с живописью Крымова, особенной манерой его письма и создать собственное художественное произведение - сочинение по картине. А поможет нам в этом искусствоведческий текст. Обратимся к нему.
Работа с текстом "Хранятся в Третьяковской галерее несколько зимних пейзажей, созданных Крымовым в этот период: на них изображены уютные, занесенные снегом маленькие домики провинциального городка, освещенные золотистым светом заходящего морозного солнца. Прекрасно передано настроение угасающего зимнего дня. Вечер - одно из самых любимых Крымовым состояний природы. Воспроизведение грани дня и вечера - именно то «чуть-чуть» в крымовской живописи, о котором он так часто говорил своим ученикам. В картинах это короткое по протяженности время как бы обостряет все существо природы, мимолетными и изменчивыми становятся ее цвета, густеют тени, светлеет горизонт, солнце на снегу вспыхивает неожиданными золотистыми и охристо- лиловыми пятнами. Кажется, что еще несколько мгновений и сумерки погасят эту красивую пору дня". И.Б.Порто.
КРЫМОВ Николай Петрович 3 мая 1884 Москва 6 мая 1958 Москва
Краткие биографические сведения Русский художник, представитель символизма, мастер русской пейзажной живописи. Родился в Москве 20 апреля (2 мая) 1884 в семье художника П.А.Крымова, писавшего в манере «передвижников». Первоначальную профессиональную подготовку получил у отца. В 1904 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где сперва занимался на архитектурном отделении, а в 1907–1911 – в пейзажной мастерской А.М.Васнецова. Участник выставки «Голубая роза» (1907), а также выставок «Союза русских художников». Жил в Москве, проводя также (с 1928) значительную часть года в Тарусе. Уже в ранних своих работах примкнул к символизму – в том числе и в качестве графика- оформителя журнала «Золотое руно» (1906–1909). Натурные впечатления в ту пору порой претворялись у него в зыбкое красочное марево, напоминающее скорее гобелен, чем картину ("Под солнцем", 1906, ГРМ). Позднее краски и формы обретают у Крымова все большую материальную предметность, однако природа, чаще всего безлюдная, пребывает не менее поэтической ("Желтый сарай", 1909, ГТГ; "Утро", 1916, Художественный музей, Ярославль). Безыскусная простота типичных среднерусских мотивов соединяется в «классических», тарусских картинах мастера ("Речка", 1926; "У мельницы", 1927; обе в ГТГ) с ясной гармонией композиции и особой системой «общего тона», переводящей ландшафт в сферу чисто эстетического созерцания. Считая сутью живописи не краску, а именно тон (наполняющий цвет светом), Крымов предлагал в качестве идеальной точки отсчета горящую спичку на фоне ярко освещенной солнцем стены. Изложил свои теоретические взгляды в статье "О Левитане" (1938). Внес значительный вклад в сценографию, оформив во МХАТе "Горячее сердце" (1926) и "Таланты и поклонники" (1933) А.Н.Островского, а также "Унтиловск" Л.М.Леонова (1928). В 1919–1930 много работал и как педагог – в Пречистенском практическом институте, Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас) и Московском областном художественном училище памяти 1905 года. Умер Крымов в Москве 6 мая 1958.
Пейзаж с женской фигурой в красном
Розовая зима
Раннее утро г
Летний день. 1915
Осень.1919
Когда цветут липы. 1947
Ветреный день. Бык Холст, масло. 70x101 см Государственная Третьяковская галерея, Москва Государственная Третьяковская галерея, Москва
Какое настроение создается у вас, когда вы смотрите на картину Крымова « Зимний вечер»? (Создается хорошее, приятное настроение, хочется долго смотреть на эту картину, от нее веет тишиной и спокойствием). Удалось ли художнику передать красоту зимнего вечера? (Мы смотрим на картину и как бы ощущаем мягкий сыпучий снег, освещенный лучами заходящего солнца, тишину предвечернего часа, как бы слышим скрип полозьев; саней, нагруженных сеном). Работа с картиной
Что с первого взгляда привлекает в картине? Какие признаки наступающего вечера вы видите? (Глубокий снег с лилово-голубыми тенями, освещенный лучами заходящего солнца. Светлая полоса голубоватого снега оттеняет небо и подчеркивает затемненный передний план. Это прежде всего длинные предвечерние тени. О наступающем вечере свидетельствует также цвет снега, синеватый с фиолетовым оттенком).
Композиция В чем особенность построения картины, ее композиции? Где находится художник? (Картина построена по диагонали: надвигающаяся тень, тропинки устремляются вверх, к домам с высокими деревьями, в центр картины. Люди, идущие по тропинке, лошади, везущие воз с сеном, создают впечатление движения, наполняют картину жизнью, указывают на связь человека с природой. Художник находится на большом расстоянии от деревни: это подчеркнуто маленьким размером изображенных лошадей, неясными маленькими фигурками людей, домами и строениями, в которых не видно деталей. Деревья выступают общей массой).
Каким изобразил художник небо в предвечерний час? (Зеленовато-серое, местами розовато-лиловое небо. Такой цвет неба художник изобразил потому, что голубое небо в сочетании с желтыми лучами солнца, освещающими его, приобретает зеленоватый оттенок).
Какими изображены деревья? (Справа видна могучая сосна с искривленными ветками и пышной кроной. Слева - густой лиственный лес, а в центре картины - высокие куполообразные деревья. Деревья окрашены в рыжевато-коричневый цвет, который они приобретают от лучей заходящего солнца).
Опишите деревушку. (Бревенчатые строения, освещенные окна домов, церквушка, сарай…)
В.Фаворский в воспоминаниях о Н.П.Крымове напишет: «Его произведения поражают совершенством рисунка и красок, и все это проникнуто музыкальностью, каждый раз разной, в каждом пейзаже своей». Попытаемся озвучить картину. Что мог услышать художник? (Глубокая тишина, нарушаемая лишь легким поскрипыванием снега под шагами идущих, тонким повизгиванием полозьев саней; негромкое пение птиц, приглушенные удары колокола...)
Палитра художника. Какие цвета использовал Крымов для описания зимнего вечера? (Художник использовал в основном холодные цвета: голубой, серовато- голубой, серебристо-синий цвет снега, зеленовато- серый цвет неба, которые передают ощущение морозного вечера. Но употребил и теплые цвета). Приведите примеры предметов, написанных теплыми цветами. (Рыжевато-коричневые деревья; желтовато-коричневые стены домов и сараев; желтоватый отблеск окон, освещенных солнцем. Эти цвета передают ощущение уюта, спокойствия, тепла).
Что вы чувствуете, о чем думаете, когда смотрите на этот пейзаж? Опишите свои чувства. (Этот пейзаж, изображающий тихий, уютный вечер в деревне, вызывает у нас чувство умиротворенности, покоя. Хочется побывать в этом прекрасном уголке русской природы, насладиться тишиной сельской жизни в предвечерний час, подышать свежим морозным воздухом).
Обобщение. Действительно, небольшие пейзажи Крымова, посвященные скромным уголкам русской деревни, поражают не внешней привлекательностью, а строгой изобразительностью и лаконичностью. «Любите природу, изучайте ее, пишите то, что вы по- настоящему любите. Будьте правдивы, ибо красота в правде», - говорил художник.
Примерный план 1.Н.П.Крымов - художник-пейзажист. 2.Зима в изображении художника (снег, небо, тени). 3.Особенности композиции (передний план, задний план, центр картины). 4.Палитра художника. 5.Какие чувства и мысли вызывает пейзаж.
Выбор жанра В каком жанре можно написать сочинение? (Статья в газету, письмо другу, размышление-эссе).
Подведение итогов «Пейзаж - портрет природы. Хорошо написать пейзаж так же трудно, как написать любое хорошее произведение...»
Сочинение Передо мной картина известного русского художника-пейзажиста Н.П.Крымова «Зимний вечер». На этом полотне запечатлена небольшая деревушка зимой. Глядя на картину, у зрителя возникает чувство умиротворения, спокойствия и тепла, несмотря на то, что автор изобразил зиму. На переднем плане пейзажа художник запечатлел замёрзшую речку. Она чиста и прозрачна, лёд на ней гладкий, бесснежный. У берега водоёма из-подо льда выглядывают островки мелководья, а на самом берегу растёт кустарник. Несколько маленьких пташек расселись у кромки льда и на кусте. Мы можем предположить, что картина писалась художником с противоположного берега. В этот момент он находился на возвышенности. На заднем плане холста живописец изобразил зимнюю деревушку. За ней нарисован лес, состоящий из дубов или тополей. Он тёмной массой выделяется на фоне светлого, зеленовато-желтого неба. Оно низкое, чистое. По его цвету можно предположить, что закат будет розовым. Перед домиками расстилается огромное снежное пространство. Художник мастерски использует цветовую палитру для передачи различных оттенков снега: от тёмно-синих диагональных теней до чистейшего белого снега на крышах домов. Но в общем вся снежная масса кажется нежно-голубоватой. Деревня является одним из главных объектов полотна. Это небольшая группа построек, утонувших в дремучих сугробах. В окнах одного из домишек видны отблески солнца. Слева, немного в отдалении от жилых строений, виднеется купол колокольни. К одному из домов примыкает амбар. К нему направляются два воза с сеном. Перед постройками по узкой тропинке идут местные жители. Автор использует в своём произведении различные оттенки белого цвета для изображения снега. Бирюзовым цветом окрашен лёд на реке. Художник передаёт окраску вечернего неба при помощи светлых зеленоватых и желтых тонов. Я думаю, главное чувство, которое живописец хотел вызвать у зрителя, это чувство покоя и умиротворения. «Удивительное рядом!» -- такой эпиграф я мог бы подобрать к картине Н.П.Крымова. Художник любуется вечерними сумерками. Он хочет показать, как же прекрасна наша русская природа! Мне его полотно очень нравится и вызывает самые тёплые чувства.
Сочинение Николай Петрович Крымов известен как знаменитый художник-пейзажист. Он создал много полотен, таких как: «Пейзаж с луной», «Летняя ночь», «Первая зелень», «Зима» и многих других. Но мне понравилась совсем другая картина. Передо мной пейзаж « Зимний вечер». Это полотно мне очень нравится, особенно краски, которые Крымов подобрал для этой картины. На переднем плане я вижу простую, ничем непримечательную деревеньку. Нежно- голубоватый снег лежит повсюду, искрясь от слабого света заходящего солнца. На снегу видна протоптанная людьми глубокая тропинка. По ней идут какие- то женщины. Тёмно-синий цвет теней особенно выделяется на снегу. Тут же я вижу замёрзшее озеро, по берегам которого застыли маленькие кустики. Около водоёма много птиц. Невдалеке виднеются домики, на крышах которых снег гораздо белее, чем на земле, но там, наверху, он не такой пышный и роскошный. Поодаль темнеет церквушка, занесённая снегом. Рядом с ней бревенчатые строения, наверное, амбары. Две лошади тянут розвальни с сеном. В глубокой тишине явственно слышно поскрипывание снега под полозьями саней. Цвета, которые использовал художник, самые разные: тут и холодновато- зелёный цвет неба, и нежно-голубой цвет снега, и фиолетовый цвет вечерних сумерек, и сине-зелёный цвет озера. Глядя на великолепную картину Н.П.Крымова, я испытала чувство светлой радости, умиротворения и гордости за свою Родину. Скромный пейзаж, так мастерски изображённый талантливым художником, помог мне увидеть и понять, как красива русская природа.
Напишите сочинение в соответствии с выбранным жанром. Удачи!!!!!