Забвение мотивировки – деэтимологизация. Если забытая мотивировка восстанавливается с помощью этимологического анализа, то она называется этимоном. объегорить – в Егорьев день до введения крепостного права м.б. переходить к др. барину. Люди часто пытаются сами осмыслить слово на основе ассоциаций, нередко меняя его форму (=народная этимология): тротуар- плитуар
Лексикография практический раздел лексикологии; наука о словарях и их составлении. Выделяют следующие типы словарей: - глоссы (дословарный период) – переводы или толкования слов в тексте или на полях; - глоссарии (позже) - толковые словари устаревших и малоупотребительных слов к какому-либо тексту; - энциклопедии – своды знаний по определен- ным областям науки (о предметах);
- лингвистические словари – своды знаний о словах: - одно-, дву- или многоязычные; - толковые; - диалектные; - этимологические; - словари синонимов, антонимов, омонимов, терминологические словари, словари иностранных слов; - частотные словари; - обратные словари;
- идеографические словари (=тезаурусы) – строятся не по алфавиту, а по классам понятий (напр., абстрактные, пространство, материя, дух)
Упражнения 1. Найдите в следующих предложениях стилистически окрашенную лексику. Определите ее тип. а. Вон сухой тополь, а переезд через Дон уже не тут, где был раньше. б. Он был первым из нас, кто удостоился такой великой чести и ответственности. в. Хороший день сулил закат. г. На Пекашино налетел страшенный ветер, или торох по-местному, и дров наломал. д. А на горе, над обрывом, громоздились белые здания, казалось, дворцы, башни, светлые, величавые.
2. В приведенных ниже отрывках из произведений художественной литературы выделите слова научного, публицистического, делового, литературно-художественного и разговорного стилей. а. Алексей, не дыша, стиснув зубы, прильнул к селектору. б. Докладывает главный инженер Беридзе! в. Поздравляю Вас, товарищ начальник строительства, и прошу передать поздравления всему коллективу управления. г. Враждебных полон тайн на взгорье спящий лес… д. Лес – слишком многообразное понятие, чтобы можно было выразить его сущность одной фразой.
3. К какому классу фразеологизмов относятся перечисленные ниже сочетания? а. камень с души свалился б. потупить взор в. точить лясы г. сбиться с панталыку д. как пить дать
4. С каждым из приведенных сочетаний слов составьте два предложения, в одном из которых оно употребляется как свободное, а в другом – как фразеологизмы. а. вылететь в трубу б. ставить на одну доску в. разинуть рот г. идти в гору д. выносить сор из избы
8. Какие слова русского и изучаемого Вами иностранного языка восходят к следующим латинским словам? а. absurdus b. administro c. circus d. memoria e. studio