B еликие k нязья P уси года Проект выполнен под руководством учителя высшей категории Павловой Н.В.
Проектную работу выполнили учащиеся 7 классов: Лалаян Калерия Орлова Наталья Проскурина Татьяна Зорина Ольга Петренкова Юлия
Познакомиться с историей образования Государства Российского. Детально изучить материал, который поможет успешно сдать экзамен. Подробно рассмотреть историю Крещения Руси и другие события, повлиявшие на дальнейшее развитие страны.
План Рюрик Игорь Ольга Святослав Владимир
Рюриковичи. РюриковичиРюриковичи – потомки Рюрика. Об этом новгородском князе (правителе) рассказывают летописи. Рюрик умер в879 году, положив начало династии (роду) русских князей и царей. Династия Рюриковичей Династия Рюриковичей существовала около 700 лет (до 1598 года). Для сравнения отметим, что династия Романовых в 1913 году торжественно отмечала лишь 300-летие (хотя последнего императора Николая II можно назвать Романовым с очень большой натяжкой). великиекнязья Рюриковичи правили Киевской Русью. В 12 веке это государство распалось на отдельные крупные и мелкие княжества. Когда русские земли снова объединились – теперь уже вокруг Москвы – государством правили московские великие (главные) князья. Они тоже были из рода Рюрика В 1547 году московский великий князь принял титул царя Всея Руси. Это был Иван Грозный. Последним из Рюриковичей на русском престоле был сын Ивана Грозного, царь Федор Иванович. Детей у него не было, в 1598 году он умер. Началось смутное время, завершилось оно в 1613 году. Когда на престоле воцарилась новая династия – Романовы. Но это не значит, что род Рюриковичей закончился: пресеклась лишь его самая младшая, московская ветвь. А многие потомки других ветвей рода Рюрика живут и сейчас.
P юрик
– Время появления славян на территории Европы считается точно не установленным, но многие ученые полагают, что в VII – VIII вв. – Восточные славяне объединялись в крупные племенные союзы из 100 – 200 племен. Свое название та или иная группа получила в основном от рельефа местности, в которой она расселялась. – В VII – X вв. на территории, населенной славянскими племенами, образуются союзы, на основе которых происходит формирование первых государств. Восточнославянские племена занимают обширную территорию и к X в. Образуют Древнерусское государство с центром в Киеве.
Рюрик был основателем династии Рюриковичей – династии русских князей, а затем и царей, правившей 736 лет, с конца IX по XVI век. Последний из Рюриковичей – царь Федор Иоаннович – умер в 1598 году. По летописной легенде, Рюрик, руководитель варяжского племени "рос" или "русь", был призван ильменскими славянами на княжение в Новгород. "Нестор пишет, что славяне новогородские, кривичи, весь и чудь отправили посольство за море, к варягам – руси, сказать им: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: идите княжить и владеть нами" (Карамзин. "История государства Российского"). Внук легендарного Гостомысла, Рюрик, согласился "принять власть над людьми, которые, умев сражаться за вольность, не умели ею пользоваться". (Карамзин)
В Повести временных лет утверждается что, Рюрик прибыл на Русь с двумя братьями, Синеусом и Трувором. По-скандинавски Signjotr значит «победоносный, миротворный», а Thruwar - «заслуживающий доверия, верный».. Труворово городище. Современный вид
Дата приглашения варяжского князя – 862 год – условно считается датой образования Русского государства. Курган Синеуса близ Белоозера
1000 лет спустя в1862 году в Новгороде открылся памятник «Тысячелетие России»
На этом летописном свидетельстве основана так называемая норманская теория возникновения государства на Руси. По летописи, Рюрик прибыл на княжение со своей дружиной и братьями Синеусом и Трувором на землю славян около 862 года. Первоначально Рюрик расположился в местечке Ладога, а спустя год переехал в Новгород. Второй брат, Синеус, поселился на Белом озере, а третий, Трувор – в Изборске. Спустя некоторое время оба брата умерли, и славянами в северных землях стал править Рюрик.
В Новгороде Рюрик женился на Ефанде, происходившей из местного знатного рода. В 864 г. новгородцы подняли восстание против власти Рюрика, который возглавил Вадим Храбрый. Рюрик жестоко подавил восстание и убил Вадима. Рюрик правил еще 12 лет и умер в 879 г., оставив все владения своему родственнику Олегу. Ему же он поручил заботы о своем малолетнем сыне Игоре.
Отец Рюрика, Людбрант Бьёрн, из клана Скьелдунгов, был изгнан из Ютландии и принял вассальную зависимость от Карла Великого, от которого получил около 782 г. Фрисланд в ленное владение. Рюрик родился около 800 г. Его детство прошло в беспокойном окружении, поскольку отец, а после его смерти – старший брат, постоянно вели войну с правителями, захватившими власть в Ютландии.
На протяжении следующих нескольких лет Рюрик вел жизнь искателя приключений, участвуя в набегах как на континент, так и на Англию. В хрониках тех лет он стал известен как jel Christianitatis, «язва христианства».
Когда Рюрику было около 40 лет он становится вольным разбойником. В 845 году его корабли поднялись вверх по Эльбе, и в том же году он совершил набег на Серную Францию. В 850 г. Рюрик спустил на воду флот в 350 кораблей, с которым он грабил прибрежные районы Англии. В последующие годы он направил свое внимание на устье Рейна и Фрисланд. Лотарь был вынужден пойти на компромисс и возвратил Фрисланд Рюрику на том условии, что он будет защищать побережье империи от нападений других викингов.
В 854 году Лотарь заменяет лен и вместо Фрисландии дает Рюрику Южную Ютландию. Став владыкой южной Ютландии, Рюрик получил прямой доступ к Балтийскому морю и оказался, таким образом, в лучшем положении для того, чтобы принимать активное участие в балтийских делах. Вскоре происходит призвание Рюрика на княжение в Ладогу, где он правит до 867 года, когда Рюрик совершает неудачную попытку возвратить свой лен в Фрисландии.
Ладога Рюрику явно не нравится, его тянет в Европу. В 869 году умирает Лотарь, и Рюрик обращается к Карлу Смелому с предложением своих услуг. В 874 году он получает лен, но уже в следующем, 876 году умирает. По русским летописям, умер Рюрик в 879 году в возрасте 100 лет в Корелах.
В летописях сказано: «Ходил князь великий Рюрик с племянником своим Олегом воевати лопи и корелу. Воевода же у Рюрика Валет. И повоеваста и дань на них возложиша... Лета 6387 (879) умре в Кореле в войне; тамо и положен бысть в городе Кореле, княжил лет 17, у него же остался князь Игорь млад, 17 лет» Фрагмент росписи Грановитой палаты
После смерти Рюрика 879 г. он оставляет своего приемника четырехлетнего сына Игоря на своего воеводу и Главного жреца Винеты («Хельги») Олега. Во главе рати, состоящей из варягов, славян и финнов, Олег двинулся вниз по речке Ловать и дальше по Днепру, он пошел на юг, покорил Смоленск и Любеч, потом подступил к Киеву.
K нязь Игopь
Князь Игорь. Сын Рюрика, преемник вещего князя Олега, князь Игорь вступил на Киевский престол в 912 году. Согласно летописи, князь Игорь принял власть в 912 году после смерти Олега, находясь уже в зрелом возрасте. Правление его, как и предыдущее, длилось 33 года.
Начало правления. Летописи говорят об Игоре как о князе не слишком деятельном и полководце не слишком отважном. Самая, пожалуй, примечательная легенда рассказывает о смерти Игоря. После смерти князя Олега древляне не спешили с уплатой дани, и Игорь вынужден был выбивать ее силой. В результате древляне уплатили большую дань, чем раньше. Игорь усмирил племя древлян, покорил уличей.
Первые походы Игоря. В 914 году Игорь воевал с древлянами и возложил на них дань больше Олеговой. В 915 году Игорь заключил мир с печенегами, которые впервые появились на Руси, проходя походом на Византию. Мир с печенегами долго не продержался, в 920 году Игорь воевал с ними.
Поход на Царьград. Князь Игорь совершил два похода в Византию. Видимо, слава князя Олега и, главным образом, его богатая добыча не давали покоя. Однако первый поход 941 года окончился полной неудачей. Греки были предупреждены болгарами и встретили князя во всеоружии: они выслали свой флот навстречу Игоревым судам и сожгли их греческим огнем.
Поход на Царьград. В 943 году Игорь собрал новое войско из варягов, руси, славян,печенегов и двинулся на Византию конницей по суше, а большей частью войска по морю.
Поход на Царьград. Предупреждённый заранее византийский император Роман выслал послов с богатыми дарами навстречу Игорю, который успел достичь Дуная. Одновременно Роман выслал дары печенегам. После совета с дружиной Игорь, удовлетворённый данью, повернул назад.
Поход на побережье Каспийского моря. В 913 году под предводительством Игоря, был совершен поход на побережье Каспийского моря, подступы к которому находились под контролем хазар. Поэтому в качестве платы за пропуск им была обещана половина добычи. Добыча действительно была огромной. Половину русичи, как и обещали, отдали хазарам. Из-за второй половины, на которую также стали претендовать хазары, разгорелась страшная битва, в результате которой почти все войско князя Игоря было уничтожено.
Жена Игоря. Князь Игорь был женат на псковитянке Ольге, которую по одной из легенд ему избрал Олег в 903 году, и имел сына Святослава. Князь Игорь правил 32 года.
Смерть князя. Осенью 945 года Игорь по требованию дружины, недовольной своим содержанием, отправился за данью к древлянам. Древляне не числились в составе войска, потерпевшего разгром в Византии. Возможно поэтому Игорь решил поправить положение за их счёт. Игорь произвольно увеличил величину дани прежних лет, при её сборе дружинники творили насилие над жителями.
Смерть князя. На пути домой Игорь принял неожиданное решение: «Поразмыслив, сказал своей дружине: "Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу еще". И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства.
Смерть князя. Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом: "Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит" и древляне, выйдя из города Искоростеня, убили Игоря и дружинников его, так как было их мало. И погребен был Игорь, и есть могила его у Искоростеня в Деревской земле и до сего времени.»
Княгиня Ольга «Мудрейшая из всех людей...»
Русь при княгине Ольге
По свидетельству летописцев, Ольга вышла замуж за князя Игоря в 903 году. Относительно происхождения Ольги летописи расходятся во мнении. Согласно одним, Ольга – простая сельская девушка из Пскова, встретившая князя Игоря на охоте и полюбившаяся ему с первого взгляда. Другие намекают, что Ольга – дочь князя Олега и имя свое приняла в его честь.
После смерти мужа княгиня Ольга правила государством до достижения совершеннолетия ее сыном Святославом. Ей помогали двое знаменитых воевод: Асмуд и Свенельд. Ольга принимала активное участие в управлении государством и во время походов Святослава.
Месть Ольги Она жестоко подавила восстание древлян, отомстив за смерть своего мужа князя Игоря. Предания повествуют, что после убийства Игоря древляне выбрали лучших мужей и отправили их к Ольге с предложением выйти замуж за князя их Мала. Первая делегация послов была сброшена вместе с ладьей в яму и засыпана землей. Вторая делегация была сожжена в бане.
Собрав поход против древлян, княгиня Ольга появилась у Искоростеня и приказала уничтожить жителей города. Так началась долгая, длившаяся почти год, осада Искоростеня. Княгиня потребовала дань от каждого двора: по 3 голубя и 3 воробья. Обрадованные столь небольшим размером дани принесли птиц. Ольга приказала привязать к их лапкам тлеющую паклю и выпустить на волю. Неся с собой огонь, птицы вернулись в гнезда и таким образом подожгли город.
Отомстив древлянам, Ольга тем не менее вынесла серьёзный урок из гибели мужа и упорядочила дань. Она ввела «уроки» - размеры дани и «погосты» - места её сбора. Так было отменено грабительское полюдье и введена систематическая уплата дани. Во многом из-за этого предание нарекло Ольгу Хитрою, церковь – Святою, история – Мудрою. (Карамзин)
Ольга - первая христианка Особую страницу вписала княгиня Ольга в историю христианства. Она была первой княгиней-христианкой. На склоне лет язычница Ольга захотела стать христианкой и в 957 году отправилась в Царьград, чтобы принять христианство от греческого патриарха. Император Византии Константин Багрянородный стал ее крестным отцом. В крещении Ольга приняла имя Елены в честь матери императора Константина. А в летописи это описывается так:
Ольга - первая христианка В год 6463 (955). Отправилась Ольга в Греческую землю и пришла в Царьград. Император Византии Константин Багрянородный, по преданию, был очарован разумом и мудростью Ольги и сказал, что "она достойна царствовать в столице – в Константинополе". Княгиня Ольга просила крестить ее в христианскую веру. Император с патриархом крестили русскую княгиню и дали ей при крещении имя Елена
Княгиня Ольга и Константин Багрянородный
Ольга - первая христианка Патриарх византийский дал ей церковные заповеди: "Благословенна ты в женах русских, так как возлюбила свет и оставила тьму. Благословят тебя русские потомки в грядущих поколениях твоих внуков". После возвращения на родину, княгиня Ольга захотела обратить в христианство и своего сына Святослава. "Он же не внимал тому, говоря: "Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться".... И продолжал жить он по языческим обычаям".
Годы княжения Ольги характеризовались расширением международных связей Киевской Руси: были укреплены отношения с Византией, произведен обмен посольствами с германским императором Оттоном I. Современники отмечали в характере Ольги сочетание незаурядного ума и энергии, присущих выдающимся государственным деятелям
Смерть княгини Умерла княгиня Ольга в 969 году, запретив перед смертью справлять по себе языческую тризну. Она была погребена по христианскому обычаю. Позже, по воле ее внука, Владимира Святого, останки княгини были захоронены в Десятинной церкви. Русская православная церковь канонизировала Ольгу и причислила ее к лику Святых.
Памятники княгине Ольге
C вятослав
Святослав был сыном князя Игоря и княгини Ольги. После убийства древлянами князя Игоря Святослав был слишком мал, чтобы править государством: ему было всего три года. До его совершеннолетия правила княгиня Ольга.
Характер Святослава. Так пишет историк Н.М.Карамзин о характере Святослава: «Сей князь, возмужав, думал единственно о подвигах великодушной храбрости, пылал ревностию отличить себя делами и возобновить славу оружия Российского, столь счастливого при Олеге; собрал войско многочисленное, и с нетерпением юного Героя летел в поле. Там суровою жизнию он укрепил себя для трудов воинских, не имел ни станов, ни обоза; питался кониною, мясом диких зверей, и сам жарил его на углях; презирал хлад и ненастье северного климата; не знал шатра и спал под открытым небом: войлок подседлый служил ему вместо мягкого ложа, седло – изголовьем. Каков был начальник, таковы были и воины. Древняя летопись сохранила еще одну прекрасную черту характера его: Святослав никогда не нападал на врага, не предупредив его: 'Иду на вы". В сии времена общего варварства гордый Святослав соблюдал правила рыцарской чести».
Подвиги Святослава. Берега Оки, Дона и Волги были первым феатром его воинских, счастливых действий. Он покорил Вятичей, которые все еще признавали себя данниками Хана Козарского, и грозное оружие свое обратил против сего, некогда могущественного владетеля. Жестокая битва решила судьбу двух народов.
Взятие Белой Вежи. Так описывал это событие историк Н.М.Карамзин: «Сам каган предводительствовал войском: Святослав победил и взял Козарскую Белую Вежу, или Саркел, как именуют ее Византийские Историки, город на берегу Дона, укрепленный греческим искусством.
Завоевание Болгарии. Неудовольствие Императора Никифора Фоки на Болгарского Царя Петра служило для Святослава поводом к новому и еще важнейшему завоеванию. Император, желая отомстить Болгарам за то, что они не хотели препятствовать Венграм в их частных владениях в Грецию, велел Калокиру, сыну начальника Херсонского, ехать послом в Киев, с обещанием великих даров мужественному князю Российскому, ежели он пойдет воевать в Болгарию. Святослав исполнил желание Никифора, взяв с греков на вооружение несколько пуд золота, и с воинов явился в ладьях на Дунае. Тщетно Болгары хотели отразить их: Россияне, обнажив мечи и закрываясь щитами, устремились на берег и смяли неприятелей. Города сдались победителю. Царь Болгарский умер от горести.
Нашествие печенегов. Печенеги напали на Россию, зная отсутствие храброго Князя, и приступили к самому Киеву, где затворилась Ольга с детьми Святослава. На другой стороне Днепра стоял Воевода Российский, именем Претич, с малочисленной дружиной, и не мог иметь с осажденными никакого сообщения. Изнемогая от голода и жажды, Киевляне были в отчаянии. Один смелый отрок вызвался уведомить Претича о бедственном их состоянии; вышел с уздою из города, прямо в толпу неприятелей, и говоря языком Печенежским, спрашивал, кто видел его коня. Печенеги, воображая его своим воином, дали ему дорогу. Отрок поспешил к Днепру, сбросил с себя одежду и поплыл. Печенеги, узнав свою ошибку, начали стрелять в смельчака, но с того берега Россияне выехали ему навстречу и взяли отрока в лодку.
Нашествие печенегов. Слыша от сего посланного, что изнуренные Киевляне хотят на другой день сдаться, и боясь гнева Святослава, Воевода решился спасти хотя бы семейство Княжеское – и Печенеги, на рассвете, увидели лодки Российские, плывущие к их берегу с трубным звуком, на который обрадованные жители Киевские ответствовали громкими восклицаниями. Думая, что сам грозный Святослав едет на помощь к осажденным, неприятели рассеялись в ужасе. Но позже Князь Печенежский увидел их малое число, но все еще не смел сразиться: требовал дружелюбного свидания с предводителем Российским, и спросил у него, Князь ли он? Хитрый воевода объявил себя начальником передовой дружины Святослава, уверяя, что грозный князь со многочисленным войском едет в след за ним. Обманутый Печенег предложил мир: они подали руку один другому и в знак союза обменялись оружием. Князь дал Воеводе саблю, стрелы и коня: Воевода Князю щит, броню и меч. Тогда Печенеги немедленно удалились из города.
Нашествие печенегов. Освобожденные Киевляне отправили гонца к Святославу, сказать ему: «Ты, князь, чужой земли ищешь и блюдешь ее, а от своей отрекся: нас вместе с матерью и детьми чуть не взяли печенеги. Если ты не защитишь, то они возьмут нас. Неужели тебе не жаль ни твоей отчизны, ни старухи-матери, ни детей твоих?". Тронутый князь с великою поспешностью возвратился в Киев. Шум воинский, любезный его сердцу, не заглушил в нем нежной чувствительности сына и родителя: летопись говорит, что он с горячностью лобызал мать и детей, радуясь их спасению. – Дерзость печенегов требовала мести: Святослав отразил их от пределов России, и этой победою восстановил безопасность и тишину в отечестве.
Посольство в Германию. По кончине матери Святослав мог уже свободно исполнить свое безрассудное намерение: то есть, перенести столицу государства на берега Дунайские. Болгария привлекала Святослава своим теплым климатом, изобилием плодов, удобной торговлей с Константинополем. Но стоило ради таких выгод удалиться от своего отечества? По крайней мере ему следовало бы овладеть прежде Бессарабией, Молдавией и Валахией, т.е выгнать оттуда печенегов, чтобы соединить Болгарию с Россией. «Но Святослав излишне надеялся на счастие оружия и на грозное имя победителя Козаров» - писал историк Н.М.Карамзин.
Первые уделы в России. Святослав поручил Киев своему сыну Ярополку, а другому сыну, Олегу, Древлянскую землю, где прежде властвовали собственные князья. В то же время Новгородцы, недовольные властью княжеских наместников, прислали сказать Святославу, чтобы он дал им сына в правители. Ярополк и Олег не хотели принимать над ними власти, тогда Святослав отправил своего третьего сына – Владимира. Он был сыном от Малуши – Ольгиной ключницы. И Новгородцы, по совету Добрыни, брата Малуши, избрали в князья Владимира, которому судьба назначила преобразить Россию. И так Святослав первый ввел обыкновение давать сыновьям собственные уделы: несчастный пример, бывший виной всех бедствий России.
Вторичное завоевание Болгарии. Святослав, отпустив Владимира с Добрыней в Новгород, немедленно отправился в Болгарию, отправился в Болгарию, которую он уже считал своей областью, но где народ встретил его как неприятеля. Многочисленное войско собралось в Переяславце и напало на Россиян. Долговременное кровопролитное сражение клонилось уже в пользу Болгаров; но воины Святослава, ободренные его речью: «Братья и дружина! Умрем, но умрем с твердостию и мужеством!» напрягли свои силы и вечером победа осталась за ними. Святослав взял приступом город Переяславец, снова овладел царством Болгарским и хотел там навсегда остаться. В сем намерении еще более утвердил его знатный грек, имя которого – Колокир. Он надеялся с помощью россиян свергнуть государя своего с престола и царствовать в Константинополе: за что обещал им уступить Болгарию в вечное владение и присылать дары. – Между тем, Святослав, довольствуясь властью над Болгарией позволил сыну умершего царя, Борису, украшаться знаками царского достоинства.
Вторичное завоевание Болгарии. Греки, призвавшие россиян на берега Дунайские увидели свою ошибку. Святослав, отважный и воинственный, казался им в ближнем соседстве гораздо опаснее Болгаров. Иоанн Цимиский, тогдашний император, предлагая Святославу исполнить договор, заключенный с ним в царствование Никифора, требовал, чтобы россияне вышли из Болгарии. Но Святослав не хотел слушать послов, и с гордостью ответил, что скоро будет сам в Константинополе и выгонит греков в Азию.
Война с Цимийскием. Великий князь, присоединив Болгаров к русской дружине, новых своих подданных, - Венгров и Печенегов, тогдашних его союзников, вступил во Фракию и до самого Андрианополя опустошил ее селения. Варда Склир, полководец Империи, видя многочисленность неприятелей, заключился в сем городе и долго не мог отважиться на битву. Наконец ему удалось хитростью разбить печенегов: тогда греки, ободренные успехом, сразились с князем Святославом. Россияне изъявили пылкое мужество; но Варда Склир и брат его, Константин Патрикий, принудили их отступить, умертвив в единоборстве каких – то двух знаменитых богатырей Скифских.
Война с Цимийскием. Нестор описывает сию битву таким образом: «Император встретил Святослава мирными предложениями и хотел знать число его витязей, обещая на каждого из них заплатить ему дань. Великий князь объявил у себя человек, едва имея и половину. Греки, искусные в коварстве, воспользовались временем и собрали воинов, которые со всех сторон окружили россиян. Великодушный Святослав, покойно осмотрев грозные ряды неприятелей, сказал дружине: бегство не спасет нас; волею и неволею должны мы сразиться. Не посрамим отечества, но ляжем здесь костями: мертвым не стыдно! Станем крепко. И иду пред вами, и когда положу свою голову, тогда делайте, что хотите! Воины его, приученные не бояться смерти и любить Вождя смелого, единодушно ответствовали: наши головы лягут вместе с твоею! Вступили в кровопролитный бой, и доказали, что не множество, а храбрость побеждает.
Война с Цимийскием. Греки не устояли: обратили тыл, рассеялись – и Святослав ушел к Константинополю, означая свой путь всеми ужасами опустошения»… Доселе можем не сомневаться в истине Несторова сказания; но его повествование гораздо менее вероятно. «Цимиский (пишет он) в страхе, в недоумении призвал вельмож на совет и решился искусить неприятеля дарами, золотом и поволоками драгоценными; отправил их с человеком хитрым, и велел ему наблюдать все движения Святослава. Но князь не хотел взглянуть на золото, положенное к его ногам, и равнодушно сказал отрокам своим: возмите. Тогда император послал к нему в дар оружие: герой схватил оное с живейшим удовольствием, изъявляя благодарность, и Цимиский, не смея ратоборствовать с таким неприятелем, заплатил ему дань; каждый воин взял часть свою; доля убиенных была назначена для их родственников. Гордый Святослав с торжеством возвратился в Болгарию».
Война с Цимийскием. В следующий год, по известиям Византийским, сам Цимиский выступил из Константинополя с войском, отправив наперед сильный флот к Дунайскому устью, без сомнения для того, чтобы пересечь сообщение россиян водою с Киевом. Сей император открыл себе путь к трону злодейством, умертвив царя Никифора, но правил государством благоразумно. Избирая полководцев искусных, щедро награждая заслуги самых рядовых воинов, строго наказывая милейшее неповиновение, он умел вселить в первых древнее римское славолюбие, а вторых приучить к древней подчиненности. Собственное его мужество было примером для тех и других. На пути встретили императора послы российские которые хотели единственно узнать силы греков. Иоанн, не входя с ними в переговоры, велел им осмотреть стан греческий и возвратиться к своему князю. Сей поступок уже доказывал Святославу, что он имеет дело с неприятелем опасным.
Война с Цимийскием. Оставив главное войско назади, император с отборными ратниками с Легионами так называемых «бессмертных», с конницы, пехоты явился нечаянно под стенами Переяславца и напал на 8000 россиян, которые спокойно занимались там воинскими учениями. Они изумились, но храбро вступили в бой с греками. Большая часть их легла на месте, и вылазка, сделанная из города в помощь им, не имела успеха; однако ж победа весьма дорого стоила грекам, и Цимиский с нетерпением ожидал своего остального войска. Как скоро оно пришло, греки со всех сторон окружили город, где начальствовать российский полководец Сфенкал. Сам князь с воинов стоял в укрепленном стане на берегу Дуная.
Война с Цимийскием. 8ооо воинов Святослава мужественно отражали многочисленных неприятелей. Святослав, сведав о взятии Болгарской столицы, не показал воинам своим ни страха, ни огорчения, и спешил встретить Цимиския у Доростола. Император осадил его. Более двух месяцев продолжалась осада; счастие совсем оставило россиян. Соседние народы волею и неволею держали сторону греков, ибо страшились Цимиския. Воины Святослава изнемогали от ран и голода. Напротив того греки имели во всем изобилие и новые Легионы к ним из Константинополя. Святослав, видя малое число своих воинов, большею частию раненных, и сам уязвленный, решился наконец требовать мира. Цимиский, обрадованный его предложением, отправил к нем в стан богатые дары. Они заключили договор, который находтился в Несторовой летописи, и так же ясно доказывает, что успех войны был на стороне греков: ибо Святослав. Торжествено обязываясь на все полезное для и Империи, не требует в нем никаких выгод для россиян.
Наружность Святослава. По сказанию греков, Святослав был среднего роста, и довольно строен, но мрачен и дик видом; имел грудь широкую, шею толстую, голубые глаза, брови густые, нос плоский, длинные усы, бороду редкую и на голове один клок волосов, его благородства; в ухе висела золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами и рубином. Император сошел с коня: Святослав сидел на скамье в ладии. Они говорили – и расстались друзьями.
Смерть Святослава. Святослав с воинами малочисленными, утружденными, предпринял обратный путь в отечество на ладиях, Дунаем и Черным морем; а Цимиский в тоже время отправил к печенегам послов, прося их расправиться со Святославом. Печенеги обступили Днепровские пороги и ждали россиян. Святослав знал о сей опасности. Не смотря на малое число изнуренных воинов, надлежало сразиться с печенегами, и Святослав пал в битве. Князь их, Куря, отрубив ему голову, из ее черепа сделал чашу. Только немногие россияне спаслись с воеводой Свинельдом, и принесли в Киев горестную смерть о смерти Святослава. Могила Святослава
Заключение. Если Святослав еще в 946 году, - как пишет Нестор – был еще слабым отроком, то он скончал дни свои в самых цветущих летах мужества, и сильная рука его могла бы еще долго ужасать народы соседственные…
Владимир I Святой 980 – 1015 гг.
Владимир I Святой Владимир Святославич – младший сын князя Святослава и ключницы княгини Ольги Малуши. С 969 года он правил в Новгороде. В 980 году Владимир, убив своего сводного брата Ярополка, стал Великим князем Киевским. Владимир был единовластным правителем Русской земли.
Правление князя Владимира Владимир- язычник до 988 года Владимир- христианин после 988 года
Языческий период правления В "языческий период" его правления летописи пишут о Владимире, как о человеке жестоком и безнравственном. По его приказу убили наследника престола Ярополка, его беременную вдову Владимир взял себе в наложницы. У Владимира было пять законных жен и множество наложниц: в Вышгороде – около 300 наложниц, в Белгороде – 300, в селе Берестове – около 200. Первой его супругой была княжна Полоцкая Рогнеда, которую он взял в жены насильно. Чтобы добиться Рогнеды, Владимир захватил ее родной город Полоцк и убил всю ее родню: отца и братьев.
Свою политическую деятельность Владимир начал с попытки свести верования различных племен в одно. Он поставил на своем дворе идолы наиболее почитаемых богов: Перуна, Дажбога, Стрибога и других. Перед этими идолами совершали языческие обряды, жертвоприношения.
Легенда о выборе веры Но вскоре, разочаровавшись в язычестве, Владимир начал искать другую веру. В летописи описана легенда о выборе веры. Владимир направил десять "благоразумных мужей" в разные страны. Послы видели магометанские храмы "с унылыми молениями и печальными лицами" верующих, богослужения католические "с обрядами без всякого величия и красоты". В константинопольском храме священная торжественность и таинство обрядов, красота икон, благоухание фимиама покорили российских посланников. Они так и сообщили своему князю: "Когда бы закон греческий не был лучше других, то бабка твоя, Ольга, мудрейшая из всех людей, не вздумала принять его".
болгарские проповедники-мусульмане у князя Владимира
проповедники от хазар у князя Владимира
греческие проповедники у князя Владимира
Выбор христианства Русские войска осаждают КорсуньРусские войска осаждают Корсунь Послушав советников, Владимир решил остановиться на православии. К принятию христианства Владимир шел обходным путем. В 988 году был предпринят поход на Херсонес (Корсунь). После длительной осады город был взят войском Владимира. Византийским императорам Василию и Константину был поставлен ультиматум: или они выдают свою сестру Анну замуж за Киевского князя, или Владимир идет войной на Византию. Послушав советников, Владимир решил остановиться на православии. К принятию христианства Владимир шел обходным путем. В 988 году был предпринят поход на Херсонес (Корсунь). После длительной осады город был взят войском Владимира. Византийским императорам Василию и Константину был поставлен ультиматум: или они выдают свою сестру Анну замуж за Киевского князя, или Владимир идет войной на Византию.
Крещение Владимира Однако императоры поставили Владимиру свое условие: чтобы жениться на византийской царевне, он должен принять христианство. Летописи рассказывают, что "болевший в то время глазами князь во время крещения прозрел". После крещения состоялся брак Владимира с царевной Анной. По возвращении на родину Владимир крестил своих детей и весь народ в Днепре. Царица Анна переправляется через море
Крещение Крещение князя Владимира
Православная вера В торжественную минуту крещения Владимир поднял руки к небу и сказал : «Творец неба и земли, благослови сих новых детей твоих, дай им познать тебя, Бога истинного, и утверди веру их!»
ИконаИкона «Крещение Руси»«Крещение Руси»
Владимир-христианин Предполагаемая дата принятия христианства на Руси 1 августа 988 года. С этого момента, летописцы говорят о Владимире, как о человеке святом и благочестивом. На месте языческих капищ строили храмы. Каразин Н.Н. «Пир у князя Владимира». Вторая половина XΙX века.
Влияние крещения Руси на её культуру Принятие христианства оказало влияние на политику и культуру Древней Руси. В Киеве была построена церковь Святого Василия и церковь Богородицы ("Десятинная"). Книги с текстами богослужений стали переводить с греческого языка на славянский. Верещагин В.П. «Закладка Десятинной церкви в Киеве (988 год)»
Походы князя Владимира Много сделал Владимир для укрепления границ государства. Он предпринял походы на вятичей, радимичей и литовцев. Во время княжения Владимира на берегу реки Трубеж состоялась битва с печенегами.
Перемены в князе после крещения После крещения Владимир ещё более прославился добрыми делами. Он уже не думал о завоевании чужих государств, но всего боле старался о просвещении своих подданных, заводил для них училища, строил церкви, заботился как отец обо всех бедных.После крещения Владимир ещё более прославился добрыми делами. Он уже не думал о завоевании чужих государств, но всего боле старался о просвещении своих подданных, заводил для них училища, строил церкви, заботился как отец обо всех бедных.
Владимир I Святой и Равноапостольный Все добродетели, которыми великий князь старался загладить прежние дурные поступки свои, были так велики и угодны Богу, что церковь наша назвала его Святым и Равноапостольным. Он заслужил это название, потому что с таким же усердием, как и Святые Апостолы, старался просвещать верою в Иисуса Христа своих подданных- идолопоклонников.
Память о князе Народная память сохранила образ Великого князя в былинах и легендах. Именно в это время появился ряд былин, героем которых, наряду с Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем и Путятой, был и князь Владимир Красное Солнышко. «Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром».
«Илья Муромец и Соловей-разбойник»
«Илья Муромец на Соколе-корабле»
Смерть великого князя Владимир Святой умер 15 июля 1015 года во время подготовки к походу против своего сына Ярослава, который княжил в Новгороде. Князя Владимира любили в народе. Узнав о его смерти, "сошлись люди без числа и плакали по нем: бояре как по заступнике страны, бедные же как о своем заступнике и кормителе". ("Повесть временных лет")
Князь Владимир был канонизирован Русской православной церковью и причислен к лику Святых.
Энциклопедия «История государства Российского», Н.М.Карамзин «Аванта+» «Все монархи мира. Россия.» Автор – Константин Рыжов. «Хрестоматия по истории России». В.Н.Захаров, И.В. Бабич. «Иллюстрированная Русская История». Владимир Бутромеев. «История России». Б.Г.Пашков