Коррекционно-педагогическая работа с детьми с синдромом Дауна Учитель-логопед ГУЗ МОДРС Учитель-логопед ГУЗ МОДРС Ухалова Л.М. Ухалова Л.М. Мурманский областной дом ребенка специализированный для детей органическим поражением центральной нервной системы с поражением психики
Ежегодно в Доме ребенка находятся от 4-х до 7-ми детей с синдромом Дауна.
Программы и методики используемые в практике
Установление эмоционального контакта
Игра в «прятки» стимулирует эмоции и развивает речь
Игры с зеркалом Наблюдение за своим отражением
Подражание – основа речи Игра «ладушки - ладушки» - учит подражать движениям кистей рук Игра «Тук-тук» - развивает подражание действиям с предметами
Особенности артикуляционного аппарата у ребенка с синдромом Дауна : - сниженный мышечный тонус - амимичность лица - анатомические нарушения в строении артикуляционного аппарата
расширяют возможность движения речевых мышц и включают их в процесс произношения Влияние логопедического массажа и пассивной артикуляционной гимнастики : ослабляют патологические проявления в мышцах аппарата стимулируют кинестетические ощущения
Особенности мелкой моторики у ребенка с синдромом Дауна : - анатомические особенности – короткие пальцы, отставленный в сторону большой палец; - сниженный тонус в руках осложняет захват, удержание и манипуляцию с предметами; - проблемы со зрением мешают координации «рука – глаз».
Развитие тактильной чувствительности, обогащение чувственного опыта: Развитие тактильной чувствительности, обогащение чувственного опыта: ощупывание предметов различной фактуры, массаж кистей рук и пальчиков жесткой щеткой, поглаживание и захват мягких, пушистых игрушек
Использование разнофактурных игрушек «пальчиковый бассейн»
Особенности развития общих движений у детей с синдромом Дауна: - Особенности развития общих движений у детей с синдромом Дауна: - сниженный мышечный тонус - недостаточная способность ощущать свое тело Тактильная, двигательная и вестибулярная стимуляция способствует становлению двигательных навыков
Развитие предметной деятельности, выполнение простых поручений
1. Архипова Е.Ф., Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие.- М.: АСТ: Астель, Есипова Т.П., Кобекова Е.А., Мерковская А.В. Комплексное развитие детей с Синдромом Дауна раннего возраста. Рекомендации для родителей.- Новосибирск, Если у вашего малыша Синдром Дауна возможно, мы сможем помочь. Книга для родителей. – М.: Ассоциация Даун Синдром, Жиянова П.Л., Поле Е.В. Малыш с синдромом Дауна: Книга для родителей.- М., Питерси М., Трилор Р. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии.- М.: Ассоциация Даун Синдром, Разенкова Ю.А. Игры с детьми младенческого возраста.- М.: Школьная Пресса, Современные подходы к болезни Дауна/ Под ред. Д. Лейна, Б. Стрэтфорда: Пер. с англ./ Под ред. М.Г. Блюминой.- М.: Педагогика, 1991 Литература: