Гипсу ты мысли даёшь, мрамор Послушен тебе… А.С. Пушкин Проект Выполнила ученица 9 «Б» класса Рыбина Ирина
«Искусство скульптуры глазами А.С.Пушкина» Тема исследования:
Цель исследования: Понять образный язык искусства скульптуры в поэзии А.С. Пушкина Понять образный язык искусства скульптуры в поэзии А.С. Пушкина
Вопросы, рассматриваемые в проекте: 1. Как относился Пушкин к произведениям скульптуры? 2. В каких стихотворениях поэт воспевал скульптурные образы ? 3. Какими языковыми средствами он подчеркивает характер, переданный скульптором?
«К бюсту завоевателя» «К бюсту завоевателя» (1829г.) (1829г.) Напрасно видишь тут ошибку: Рука искусства навела На мрамор этих уст улыбку, А гнев на хладный лоск чела. Недаром лик сей двуязычен, Таков и был сей властелин: К противочувствиям привычен, В лице и в жизни арлекин. Мраморный бюст Александра I, выполненный с натуры датским скульптором Бертелем Торвальдсеном ( ) в 1820 году в Варшаве.
Урну с водой уронив, об утёс её дева разбила. Дева печально сидит, праздный держа черепок. Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой: Дева, над вечной струёй, вечно печально сидит. («Царскосельская статуя» 1830) Скульптор П. П. Соколов Царскосельская статуя (на тему басни Лафонтена «Молочница и кувшин»)
Грустен и весел вхожу, ваятель, в твою мастерскую: Гипсу ты мысли даёшь, мрамор послушен тебе: Сколько богов, и богинь, и героев!... Вот Зевс громовержец, Вот исподлобья глядит, дуя в цевницу, сатир. Здесь зачинатель Барклай, а здесь совершитель Кутузов. Тут Апполон – идеал, там Ниобея – печаль… Весело мне. Но меж тем в толпе молчаливых кумиров – Грустен гуляю: Со мной доброго Дельвига нет; В темной могиле почил художников друг и советник. Как бы он обнял тебя! Как бы гордился тобой! («Художнику», 1836) («Художнику», 1836) Скульптор В. И. Орловский г. Статуя Барклая де Толли Скульптор В. И. Орловский г. Статуя Барклая де Толли
А.С.Пушкин, подобно скульптору, сжато и тонко дает характеристики эгоистическим началам в человеке – стремление к славе, унижению чужого достоинства как противопоставление свободной личности. А.С.Пушкин, подобно скульптору, сжато и тонко дает характеристики эгоистическим началам в человеке – стремление к славе, унижению чужого достоинства как противопоставление свободной личности. « И столбик с куклою чугунной Под шляпой с пасмурным челом, С руками, сжатыми крестом»