А. М. Горький. Жизнь и творчество (1868 – 1936) (По книге Д. Быкова «Был ли Горький?» 1.Бродяга. 2.Изгнанник 3.Беглец. 4.Пленник «Лет с шестнадцати я живу приемником чужих тайн и мыслей…Ох, сколько я знаю и как это трудно забыть». С первых шагов в литературе Горький был окружён заботой старших коллег.
Пьеса А.М. Горького «На дне» как социально- философская драма. Пьесы Горького в большинстве бессюжетны, это именно картины, как он их называл. Исключение составляют немногие, чисто драматургические вещи, вроде «Фальшивой монеты» или «Старика».Новая пьеса имела поначалу сюжет столь простенький, что автор сам от него быстро отказался: Горького занимал ночлежный быт, интересовали типы «дна»,он захотел написать очередное свидетельство об ужасе этой подпольной жизни, в которой все друг друга ненавидят,- но тут приходит весна, ночлежники выползают на солнышко, благоустраивать свой двор… и на этом как-то примиряются, жизнь, короче, налаживается. Не под влиянием ли бесед с Толстым сформировался такой вполне толстовский замысел? По ходу работы над пьесой, однако, он приобрёл совершенно новые черты – в пьесе возник Лука, без преувеличения самый обаятельный герой горьковской драматургии. Этот старичок – странник- явно с криминальным прошлым, беспашпортный, то ли беглый каторжник, то ли бродяга с каторжным опытом,- вносит в жизнь ночлежки бесспорную новизну: у него нет ничего общего с кротким странничком из русской литературы. Этот старец остёр на язык – чего стоит знаменитая реплика на слова полицейского Медведева :я, мол, не видел тебя в моём участке. «Это оттого, дядя,- отвечает Лука,- что земля-то не вся в твоём участке поместилась…осталось маленько и опричь его…» В суматохе, в которой убит хозяин ночлежки, Лука умудряется исчезнуть первым.
Наконец, он обладает уникальным даром проповедника – иначе как бы ночлежники поверили в его столь убедительные утешения? А утешает он всех: больную Анну, романтическую Настю, спившегося Актёра, разорившегося Барона, опустившегося Бубнова, изувеченного Татарина…Только опустившегося телеграфиста Сатина он не утешает – потому что Сатин в этом и не нуждается. И Лука отлично это чувствует. По сути дела, они два главных героя пьесы, но – и в этом впервые проявляется мастерство Горького – драматурга – прямого контакта между ними почти нет. Их спор – заочный. Многие видят в горьковской пьесе спор с Толстым и чуть ли месть Толстому. Ещё читая графу первую редакции пьесы, где Луки не было, - Горький услышал от него недоумённый вопрос, очень его обидевший: «Зачем вы это пишете?» Самоцельное изображение низов и их страданий в самом деле было Толстому чуждо – хорошо, вот зачем я пишу. «Я хотел поставить вопрос о правде и сострадании», - признавался Горький впоследствии. Правда,увидеть в Толстом утешителя и сострадателя было уж совсем проблематично – скорее он похож на Луку, как Горький характеризовал его после, в поздней статье «О пьесах». «Есть весьма большое количество утешителей, которые утешают только для того, чтобы им не надоедали своими жалобами, не тревожили привычного покоя ко всему притерпевшейся холодной души. Самое
«Самое драгоценное для них именно покой, это устойчивое равновесие их мыслей и чувствований. Утешители этого рода – самые умные, знающие и красноречивые. Они же поэтому и самые вредоносные». Горькому кажется, что вся толстовская программа действий – самосовершенствование, опрощение, ненасилие – как раз и есть сладкая ложь самоуспокоения; интересно, что против толстовской морали взбунтовался в своё время и Чехов. Видимо,эта мораль для очень сильных и очень счастливых людей; другим она не подходит – им без внешних перемен никак. Чтобы противопоставить нечто утешительное проповеди Луки, понадобился телеграфист Сатин, который и произносит гимн человеку. Но этот гимн произносится спьяну, и хвалу человеческому всесилию провозглашает нищий, человек дна. Это лишь одно из тех сильных противоречий, на которых держится пьеса: утешитель оказывается виновником гибели человека (гибнет обнадёженный было Актёр), нищий говорит о величии, а хозяин ночлежки Костылёв – самое бессильное, больное и в конце концов гибнущее существо. Это контрасты простые, лобовые, но для театрального искусства другого и не надо. (Из книги Д. Быкова «А был ли Горький?»
Лука и Сатин : правда утешительной лжи и правда веры в человека
После исчезновения Луки из ночлежки. Монолог Сатина о человеке.