Язык программирования ПАСКАЛЬ Алфавит языка. Организация данных. Структура программы. Оператор присваивания.
Языки программирования языки низко го уровня (машинный, ассемблер) - машинно- ориентиров анный язык, сложен и требует специальных знаний высокого уровня (Бейсик, Паскаль, СИ, Фортран, Алгол, Кобол … сверх- высокого уровня (Алгол, APL) сверх- высокого уровня (Алгол, APL)
В 1641 году французский математик Блез Паскаль, когда ему было 18 лет, изобрёл счетную машину - "бабушку" современных арифмометров.
Создатель языка программирования ПАСКАЛЬ (1973 г) Никлаус Вирт
Алфавит языка: Латинские буквы; Цифры от 0 до 9; Специальные знаки (+,-,/,*,=,, =,, [,])
Данные Константы – данные, значения которых не изменяются в процессе работы программы Переменные – данные, значения которых могут изменяться в процессе работы программы.
Все данные должны иметь индивидуальную идентификацию. Ограничения при выборе имён
В качестве имени нельзя использовать служебные слова. Служебными являются слова, зарезервированные под команды: Program, Var, For, While, End, Begin, Label, Integer, String, Real, Array, Case, Until…
Имя должно состоять из латинских букв, цифр и знаков подчёркивания. A2 DAS_5 Mas D23 Klass_9_A
Имя должно начинаться с буквы. B12 D_535 Mas_45 D2H5 K_9_B
Имя может быть любой длины, но значимыми являются только первые 8. Schetchik Schetchikr_massiva Schetchik2 Schetchik_24 Schetchi Schetchi_mas
Символ подчёркивания не воспринимается компьютером. Massiv2 Massiv_2 Mas_siv_2 Mas_siv2
Каждое имя соответствует некоторой ячейке памяти, куда записывается значение переменной величины. A:=33 А
Ячейка – это последовательность разного количества байтов памяти, которое определяется типом данных. A:=3 АА A:=
ОПЕРАТОР ПРИСВАИВАНИЯ X:=3.14 Переменной Х присваивается значение 3.14 A:=B+C Из ячеек В и С считываются заранее помещённые данные, вычисляется их сумма, результат записывается в ячейку А S:=S+1 Значение переменной S увеличивается на единицу Если переменной целого или вещественного типа не было присвоено первоначальное значение, то оно автоматически станет равно 0.
Типы величин ПРОСТЫЕ Целые ( integer ) ( ) Вещественные ( real ) (до 11 знаков) Символьные ( char ) (1 символ) Логические ( boolean ) (true, false) СЛОЖНЫЕ Массивы ( array ) Перечисление Ограниченный Строковый ( string ) Множества ( set ) Записи ( record ) Файлы( file )
Структура программы Program (имя программы); Label (список меток); Const (список констант); Type (описание сложных типов); Var (описание типов переменных); {функции и процедуры}; Begin (начало программы) (тело программы) end. (конец программы) Могут отсут- ствовать
Правила записи программы Имя программы не должно содержать более 8 символов и соответствовать правилам записи имён переменных; Программа начинается со слова PROGRAM и заканчивается словом END с точкой. Операторы, разделы и описания разделов заканчиваются точкой с запятой. После слова BEGIN точка с запятой не ставится.
Правила записи программы В разделе описания типов переменных имена переменных одного типа перечисляются через запятую, затем после двоеточия указывается их тип. VAR A,D:INTEGER; G,N:CHAR; S,K: REAL;
Определите, почему не работают программы с приведёнными ниже заголовками: Programma juk; Program Begin; Program ШКОЛА; Program 2_NOMER;
Определите неверные имена переменных: 1. seleznew_Petr_11b; 2. F7-l21; 3. Petr Ivanov 9 a; 4. Alfa; 5. 9b_Petrov; 6.Wr12.34; 7.Begin.
Выполните операторы присваивания и определите значения переменных: Var a, b, c: integer; a:=3; b:=2; c:=a+b; c:=2*c;
Выполните операторы присваивания и определите значения переменных: Var k, x, y : real; k:=10; x:=4; y:=-7+x/2; k:=k*y;
Запишите в виде операторов присваивания следующие действия: а) переменной t присвоить значение среднего арифметического переменных u, v, h; t:=(u+v+h)/3;
Запишите в виде операторов присваивания следующие действия: б) значение переменной а уменьшить на 5.1; a:=a-5.1;
Запишите в виде операторов присваивания следующие действия: в) в качестве нового значения переменной z принять её текущее значение, возведённое в куб; z:=z*z*z;
Запишите в виде операторов присваивания следующие действия: г) переменной с присвоить сумму квадратов переменных a и b c:=a*a+b*b;
A:=12; B:=5; A:=B; B:=A; C:=A+B; A B 12 5 Определите значение переменной С:
Определите значения переменных А и В: A:=12; B:=5; A:=B; B:=A; C:=A+B; A B
Определите значения переменных А и В: A:=12; B:=5; A:=B; B:=A; C:=A+B; A B 5 55
Определите значения переменных А и В: A:=12; B:=5; A:=B; B:=A; C:=A+B; A B C
Определите значение переменной С: A:=12; B:=5; F:=A; B:=A; B:=F; C:=A+B; Домашнее задание