« После бала »
Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что всё дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что всё дело в случае. ( Л. Н. Толстой, из рассказа « После бала » )
Рассказ Л. Н. Толстого « После бала »(1903) построен как « рассказ в рассказе »: начинается тем, что почтенный, много повидавший в жизни, и как добавляет автор, искренний и правдивый человек - Иван Васильевич в разговоре с друзьями утверждает, что жизнь человека складывается так или иначе вовсе не от среды влияния, а из - за случая, и в доказательство приводит случай. как он сам признаётся, изменивший его жизнь. Это уже собственно рассказ, герой которого – Варенька Б., её отец и сам Иван Васильевич.
Таким образом, из диалога рассказчика и его друзей в самом начале повествования мы уже узнаём о том, что эпизод, о котором нам сейчас расскажут, имел огромное значение в жизни человека. Форма устного рассказа придаёт событиям реалистичность : мы начинаем, верить, что это действительно было, и было так, а не иначе. Тому служит упоминание об искренности рассказа. Вообще судя по описанию, Иван Васильевич заслуживает доверия. Он рассказывает о случившемся с ним в молодости ; этим повествованию предаётся некий « налёт старины », как и упоминание о том, что Варенька уже стара.
Композиция – это построение произведения, взаимное расположение его частей. Обратим внимание на своеобразную роль вступления - оно как бы настраивает читателя на восприятие последующих событий и знакомит с рассказчиком. Повествование начинается сразу, даже внезапно, без развёрнутой экспозиции. И завершается тоже без всяких выводов. Эти выводы мы делаем с вами.
На сколько частей можно разделить рассказ ? Вступление Бал Наказание Концовка ( автор ) Композиция называется рассказ в рассказе.
Обратим внимание на рассказ Ивана Васильевича, а именно на две части - сцену бала и сцену наказания
Полковника на балу Л. Н. Толстой показывает как человека всеми уважаемого « Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик ….»
При помощи контраста автор говорит о том, что в одном мире соседствуют праздник и беда, счастье и трагедия, в этом мире царит несправедливость. Этим контрастом автор обнажает социальные противоречия русской действительности.
Какова атмосфера в сцене бала ? Какими видим хозяев бала ? А солдат во время наказания ? Каким видим полковника на балу ? А утром после бала ? Каково настроение Ивана Васильевича на балу ? Почему ? Что он испытывает, став невольным свидетелем наказания, почему ?
Как характеризует героя его решение не служить в военной службе и нигде не служить ? Почему любовь к Вареньки сошла на нет ?
Герой не может любить просто одного человека, ему нужно любить весь мир, понимать и принимать целиком. Герой столкнувшись с проявлением зла в мире, думает, что это он чего - то не понимает, и решает самоустраниться от того, чего не понимает. Тем самым он отказывается принимать участие в подобном зле. Нравственный стержень не даёт ему сбиться на путь зла и несправедливости.
Вывод : Сегодня мы наблюдали как мастерски использовал автор контраст как художественный приём в создании портретов, в образной характеристике действий и передаче тончайших душевных переживаний героев. Но речь шло не только о николаевской России. В наше время николаевской системы нет, ушла в историю и сама фигура императора Николая. Но и сейчас в нас часто происходит борьба дурного и доброго.
Тимеева И. Ю.