1 Принцип «золотой пропорции» в изделиях мастеров- камнерезов завода им. И.И. Ползунова Принцип «золотой пропорции» в изделиях мастеров- камнерезов завода им. И.И. Ползунова Автор: ученица 7 класса Поднебеснова Елизавета Руководитель: учитель математики Антонова Ирина Александровна МОУ «Колыванская СОШ». ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА:
2 Целое всегда состоит из частей, части разной величины находятся в определенном отношении друг к другу и к целому.
7 использование золотого сечения в искусстве. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: принципы золотого сечения в художественных изделиях колыванских камнерезов. камнерезов. принципы золотого сечения в художественных изделиях колыванских камнерезов. камнерезов.
изучить использование принципа золотого сечения в художественных изделиях мастеров-камнерезов завода им. И.И. Ползунова им. И.И. Ползунова изучить использование принципа золотого сечения в художественных изделиях мастеров-камнерезов завода им. И.И. Ползунова им. И.И. Ползунова 3
1.Изучить историю формирования принципа «золотого сечения». 2. Исследовать развитие камнерезного дела на Алтае. 3. Провести анализ художественных изделий завода им. И.И. Ползунова на присутствие «золотого сечения». 4.Через исследование принципа золотой пропорции» в изделиях мастеров-камнерезов завода им. И.И. Ползунова прийти к созданию собственного проекта классической вазы. 6
Универсальный принцип гармонии и красоты в пропорциях получил название «золотое сечение». Универсальный принцип гармонии и красоты в пропорциях получил название «золотое сечение». 4 Пропорциями называются размерные соотношения элементов или частей формы между собой, а также между различными объектами.
a : b = b : c 0,618…. иррациональное число 5 Золотая середина
При рассмотрение исторических корней понятия «золотое сечение», мы выяснили области применения мы выяснили области применения пропорции в древности. Мы узнали, что люди давно использовали «золотую пропорцию» на практике при строительстве различных домашних сооружений и храмов, использовали при изготовлении домашней утвари, применяли при создании механизмов, которые облегчали труд человека. 9 История формирования принципа «золотого сечения»
Нам стало известно, что форма спирально завитой раковины привлекла внимание Архимеда. Он изучал ее и вывел Нам стало известно, что форма спирально завитой раковины привлекла внимание Архимеда. Он изучал ее и вывел уравнение спирали. Спираль, уравнение спирали. Спираль, вычерченная по этому равнению, вычерченная по этому равнению, называется его именем. Увеличение называется его именем. Увеличение ее шага всегда равномерно. ее шага всегда равномерно. В отличие от спирали В отличие от спирали Архимеда, Архимеда, золотая спираль золотая спираль бесконечна в обе стороны. бесконечна в обе стороны. Каждый следующий виток подобен предыдущему. Каждый следующий виток подобен предыдущему. 10
Из истории развития камнерезного дела на Алтае Из истории развития камнерезного дела на Алтае Интерес к истории села и завода способствовал более глубокому изучению данной темы. «самые ранние сведения о цветных камнях были собраны в гг …В связи с сокращением выплавки серебра на Колыванно-Воскресенских заводах,… зародилась мысль о добыче и обработке камня на Алтае» 1786г. Первая на Алтае шлифовальная фабрика по обработке камня была построена по образцу Петергофской при Локтевском заводе г. Ф.В.Стрижков – управляющий Колыванской шлифовальной фабрикой, которая выросла на месте рудоплавильного завода, просуществовавшего семьдесят лет. Камнерезные изделия создавали по заказу Кабинета, который привлекал к этому ведущих архитекторов Петербурга (Кваренги, Камерона, Воронихина, Росси). На многих всемирных выставках Колыванская фабрика оказывалась в призерах и показала, что является едва ли не единственным предприятием в мире, работающим над колоссальными чашами, колоннами и вазами из уникального природного материала. «почти на двадцать пять лет главной заботой С.М.Лаулина (нового управляющего) стал цветной камень, которому он должен был «дать лицо». Лицо - «Царице ваз». Добыли камень в 1820 году, а работа над вазой началась на фабрике в 1831 году и закончилась 1843г.
14 Диаграмма «Золотые пропорции» вазы1808 г. по ширине г. Диаграмма «Золотые пропорции» вазы «Каминной» по длине. 19 век
НАШ ПЕРВЫЙ ПРОЕКТ СОДЕРЖАЛ ДВЕ «ЗОЛОТЫЕ ПРОПОРЦИИ» Золотое сечение в созданном проекте кубка
Добавление новых элементов украсили кубок и увеличили число «золотых пропорций»
« ЗОЛОТЫЕ ПРОПОРЦИИ » нового КУБКА.
Итак, во всех изделиях мастеров камнерезного мастеров камнерезного завода присутствует завода присутствует «золотая пропорция». Наш проект содержит 11 золотых пропорции. золотых пропорции. Мы пришли к выводу, что изделия, которые что изделия, которые подчиняются принципу «золотой пропорции» удивительным образом гармоничны. удивительным образом гармоничны. Итак, во всех изделиях мастеров камнерезного мастеров камнерезного завода присутствует завода присутствует «золотая пропорция». Наш проект содержит 11 золотых пропорции. золотых пропорции. Мы пришли к выводу, что изделия, которые что изделия, которые подчиняются принципу «золотой пропорции» удивительным образом гармоничны. удивительным образом гармоничны. 15
16
17 «Золотая пропорция» окружает нас повсюду, будь то создания природы или творения человека. Она несет красоту и изящество форм.
Мы пришли к следующим выводам: Мы пришли к следующим выводам: Исследуя, развитие камнерезного дела на Алтае, мы выяснили, что камнерезное дело имеет богатую историю. Алтайский камень получил мировую известность своими колоссальными произведениями (фонтанами, вазами, колоннами). Исследуя, развитие камнерезного дела на Алтае, мы выяснили, что камнерезное дело имеет богатую историю. Алтайский камень получил мировую известность своими колоссальными произведениями (фонтанами, вазами, колоннами). Мы убедились, что во всех изделиях мастеров – камнерезов завода им. И.И. Ползунова присутствует «золотая пропорция». Мы убедились, что во всех изделиях мастеров – камнерезов завода им. И.И. Ползунова присутствует «золотая пропорция». Собственными силами выполнили проект кубка по принципу «золотой пропорции», который получил высокую оценку мастеров завода и занял достойное место в его музее. Собственными силами выполнили проект кубка по принципу «золотой пропорции», который получил высокую оценку мастеров завода и занял достойное место в его музее.
проект кубка, который мы назвали «ЕЛИЗАВЕТА» 20
Завод им.И.И. Ползунова. Автор проекта Поднебеснова Елизавета МОУ «Колыванская СОШ». Мастер Вячеслав Плотников. 2008г Кубок «ЕЛИЗАВЕТА». Автор проекта Поднебеснова Е. Мастер В. Плотников. Музей им. И.И. Ползунова. с.Колывань. 2008г 21
22