В помощь учителю Учитель русского языка и литературы Жукова Л.П. МОУ СОШ 17 город Ковров
«Высокая культура речи – это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка…» (С.И.Ожёгов)
богатство точность выразительность
Приёмы повышения эффективности словарной работы: лексический анализ языка, лексико-семантическая группировка слов, тематическая группировка слов, составление текста по опорным словам, использование новых слов в собственной речи, в сочинении.
– это выбор таких языковых средств, которые наилучшим образом выражают содержание высказывания, раскрывают его тему и основную мысль.
с помощью отбора языковых средств, в наибольшей мере соответствующих условиям и задачам общения.
подбери имена прилагательные для описания цвета неба (синее, голубое, ярко-синее, бледно-голубое, розоватое, серое, тёмно-серое и т. д.) какими именами прилагательными со значением цвета можно описать букет полевых цветов? (белый, жёлтый, синий, голубой, лиловый и т.д.) какие цвета вы используете для изображения радуги? (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый); какие имена прилагательные вы употребите для обозначения размера, формы комнаты? Листьев различных деревьев и кустарников? и т. д.
Какие из приведённых ниже имён прилагательных оценочного характера вы используете: для характеристики положительных качеств человека; для описания хорошего настроения; для выражения своего отношения к другу? (благородный, бодрый, весёлый, вежливый, великолепный, гордый. Довольный, нежный, энергичный и т.д.)
Некоторые виды заданий для формирования точности речи: Из слов, заключённых в скобки, выберите нужное. Герой произносит (сокровенную, священную, заветную) клятву. Мы услышали (потрясающие, дикие, неистовые) крики. Нельзя (опасаться, пугаться, бояться, страшиться, трусить, робеть, трепетать) всего на свете, надо быть (смелым, храбрым, отважным, решительным, дерзким, бесстрашным).
1.Объясните значение приведённых ниже фразеологических оборотов. Проанализируйте каждый из фразеологических оборотов с точки зрения его стилистической и эмоциональной окраски. А) Бить челом. Дело табак. Меж двух огней. Подкузьмить и объегорить. Закусить удила…. Б) Ахиллесова пята. Гордиев узел. Дамоклов меч. Танталовы муки и т. д.
2.Определите характер стилистической окраски приведённых ниже отрывков из басен И.А.Крылова. Замените фразеологизмы близкими к ним по значению словами и сочетаниями слов. Какие не могут быть заменены и почему. Кричат, визжат – веселье хоть куда. А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь. А ларчик просто открывался. Избави бог и нас от этаких судей. И т. д.
1.Найдите ошибку в ударении (ударный гласный обозначен прописной буквой). 1)звОнит 3) алфавИт 2) шофЁр 4) взялА неверно 2.У какого слова лексическое значение определено 1) зодчество – строительное искусство, архитектура 2) жюри – группа специалистов, присуждающих премии на конкурсе 3) изморось – иней на ветках деревьев, на проводах 4) изумрудный – ярко-зелёный
3.В каком ряду оба прилагательных употреблены в переносном значении 1)железный гвоздь, золотые руки 2) железная воля, золотые часы 3)золотые руки, железная воля 4)золотые часы, железный гвоздь 4.Укажите лишнее слово в ряду синонимов. 1)блестеть 3)светлеть 2)сверкать 4) сиять
5.Укажите, в каком порядке следует расставить предложения, чтобы они составили текст. А. Никто ни единого звука не слышит и даже не слушает. Б. Они великолепно понимают друг друга: они читают. В. И всё же люди оживлено беседуют. Г. Бывает так: никто ничего не говорит. 1) Г, А, Б, В 3) А, В, Б, Г 2) Г, А, В, Б 4) Г, В, Б, А Проверь себя
Ответы: 1 – 1 2 – 3 3 – 3 4 –