Цели урока: Выработать у учащихся навыки склонения и правописания дробных числительных; Научить их правильно произносить составные количественные числительные в косвенных падежах; Развивать логическое мышление, орфографическую зоркость; Развивать умение применять дробные числительные в устной и письменной речи;
ДРОБНЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ 1/4 – одна четвёртая – такие дроби в математике называются обыкновенными. Они значат: одна вторая часть целого числа, две третьих, три четвёртых, семь восьмых... части. Слова часть целого числа не говорят, поэтому одна вторая, две третьих, семь восьмых. Опускается главное слово часть, поэтому эти начальные формы – не мужского рода, как обычно, а женского. НАБЛЮДАЕМ… Три четвертых части целого 0,25 – ноль целых, двадцать пять сотых – это десятичная дробь. В такое число входят целая часть и дробная часть. Читать нужно так: ноль целых, двадцать пять сотых; одна целая, две десятых. АНАЛИЗИРУЕМ…АНАЛИЗИРУЕМ…
Дробные числительные входят в состав количественных и обозначают: обыкновенные дроби: две третьих; десятичные дроби: две целых, пять десятых. В обычной речи для обозначения дробных чисел употребляются дробные числительные: четверть, треть, пол и полтора. ДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ…
Обыкновенные дроби Десятичныедроби14 Одна четвертая (часть - ж.р.)0,25 Ноль целых, двадцать пять сотых 23 Две третьих1,2 Одна целая, две десятых 34 Три четвертых2,5 Две целых, пять десятых 78 Семь восьмых5,02 Пять целых, две сотых
Какими словами можно назвать эти дроби? Выберите для каждой подходящее числительное. 1/41/4 0,250,25 1/4 лимона1/4 лимона одна четвёртая ноль целых, двадцать пять сотых четверть лимона
Читай 2/3 – две третьих; 3/4 – три четвёртых; 7/8 – семь восьмых. 1,2 – одна целая, две десятых; 2,5 – две целых, пять десятых; 5,02 – пять целых, две сотых. Десятичные дроби читаются так: Обыкновенные дроби читаются так: правильно! Внимание! Надо говорить: три восьмых (а не восьмые), две целых (а не целые).
В состав дробных числительных входят и количественные, и порядковые числительные, а в состав десятичных -ещё и прилагательное. от одной четвёртой отнять (Р.п.) к одной четвёртой прибавить (Д.п.) одну четвёртую умножить (В.п.) к трём целым, четырём десятым прибавить (Д.п.) от трёх целых, четырёх десятых отнять (Р.п.) три целых, четыре десятых умножить (И.п.) При склонении обыкновенных дробей каждая часть изменяется по правилам: числитель - как целое число, знаменатель – как прилагательное во мн. числе.
ДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ…
Чтобы собрать 1 килограмм меда, пчеле надо «налетать» около 300 тысяч километров (больше 3/4 расстояния до Луны), посетив при этом около 19 миллионов цветков. Пчела живет не более 30–35 дней. Летая со скоростью 6,5 километра в час, одна пчела за хороший рабочий день посещает примерно 7 тысяч цветков. Трудолюбие пчел вошло в поговорку. Прочитайте текст, выпишите из него словосочетания с числительными. Запишите числительные словами. Просклоняйте дробные числительные. Прочитайте текст, выпишите из него словосочетания с числительными. Запишите числительные словами. Просклоняйте дробные числительные.
Пчелка маленькая, а и та работает. Одна пчела мало меда нанесет. Будет пчела на цветке - будет и яблоко на столе.
ЗАПОМНИ! Без труда нет плода. Поспешишь – людей насмешишь. Дело мастера боится. Делу – время, потехе - час. Чтоб в почете быть, надо труд свой полюбить. Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах. Труд человека кормит, а лень портит. Муравей не велик, а горы копает. Маленькое дело лучше большого безделья.
И. п. три четвёртых Р. п. трех четвёртых Д. п. трем четвертым В. п. три четвертых Т. п. тремя четвертыми П. п. (о) трех четвертых И. п шесть пятых Р.п. шести пятых Д. п. шести пятым В. п. шесть пятых Т.п. шестью пятыми П. п. (о) шести пятых ¾ 6,5 ПРОВЕРЬ СЕБЯ
Ноль Ноль, хоть и числительное, но ведёт себя как существительное м.р. ІІ скл.. В отличие от других числительных, ноль всегда требует от следующего за ним слова формы родительного падежа: ноль(чего?)к нолю(чего?) ноль (чего?) целых, к нолю (чего?) целых.
четверть яблока В обычном разговоре такие сочетания, как одна четвёртая яблока, ноль целых, двадцать пять сотых яблока, заменяются на четверть яблока. Числительные (одна) четверть (1/4), (одна) треть (1/3), пол (1/2), полтора (1,5) тоже обозначают дробные числа.
Простое дробное числительное пол, в отличие от других, пишется с существительными слитно: полгорода, полмира. А если существительное 1) начинается с гласной буквы, 2) начинается с буквы л, 3) является именем собственным – тогда через дефис:
Когда пол не числительное Пол Пол – не всегда числительное. Оно может входить в состав сложного слова. Сравним: Полночи Полночи я не спал. полночь Ровно в полночь раздался звонок в дверь. пол 1/2 ночи. половину В первом случае пол – числительное. Его можно написать с помощь цифр: 1/2 ночи. И можно сказать: половину ночи. полночь 12 часов ночи. полдень, полуторка, полутень. Во втором примере слово полночь обозначает момент времени – 12 часов ночи. Это сложное слово, в состав которого вошло числительное. Таких слов довольно много: полдень, полуторка, полутень.
И.п. - полтораста Р.п. – полутораста Д.п. – полутораста В.п. – полтораста Т.п. – полутораста П.п. – полутораста Простое дробное числительноеполтораста при склонении ведёт себя так же, как полтора: И.п. – полтора Р.п. – полутора Д.п. – полутора В.п. – полтора Т.п. – полутора П.п. – полутора Простое дробное числительноеполтора по-особенному ведёт себя при склонении:
Собирательные числительные входят в состав … и отвечают на вопрос …? Они обозначают … в их совокупности: двое брюк, пятеро школьников. с одушевлёнными существительными мужского рода, обозначающими людей: трое мальчиков, с одушевлёнными существительными, обозначающими животных-детёнышей: четверо котят; с неодушевлёнными существительными, которые имеют постоянный морфологический признак множественного числа: двое ножниц. Одна из главных особенностей собирательных числительных в том, что они сочетаются не со всеми существительными. С какими существительными сочетаются ПОВТОРЯЕМ…
Собирательные числительные сочетаются: С существительными м.р., обозначающими детей, детёнышей животных (трое мальчиков; двое щенков) С существительными, которые употребляются только во мн. ч. (двое ножниц; трое очков) С личными местоимениями (нас трое)
Вычеркните слова, с которыми собирательным числительным «дружить» запрещено. С остальными числительными составьте правильные словосочетания. 1. Двое (певицы, котята, джинсы, ребята). 2. Четверо (коты, сани, шестиклассницы, часы). 3. Семеро (сутки, козлята, подруги, дети). 4. Обе (девочки, мальчики, руки, стены). 5. Обоими (уши, глаза, стены, дома).
ПРОВЕРЬ СЕБЯ: 3. Семеро суток, семеро козлят, семеро детей. 1. Двое котят, двое джинсов, двое ребят. 2. Четверо саней, четверо часов. 5. Обоими ушами, обоими глазами, обоими домами. 4. Обе девочки, обе руки, обе стены.
И.п. И.п. семеро смелых ребят Р.п. Р.п. семерых смелых ребят Д.п. Д.п. семерым смелым ребятам В.п. В.п. семерых смелых ребят Т.п. Т.п. семерыми смелыми ребятами П.п. П.п. (о) семерых смелых ребятах КАК ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ВО МН. Ч.
Составь предложения по рисункам, используя собирательные числительные в разных падежных формах
Выписать числительные Морские приливы состоят в том, что под действием, главным образом, притяжения Луны уровень воды в океанах испытывает периодические колебания. Период этих колебаний составляет приблизительно 24 часа 50 минут. За этот период уровень воды в море два раза немного повышается и два раза понижается. Луна вращается вокруг Земли в 27,3 раза медленнее, чем сама Земля. Прилив продолжается 1/4 часть периода, то есть 6 часов 12 минут. За это время большие океанские пароходы могут входить в порты и должны успеть разгрузиться. (Из книги «Хочу все знать!»)
И.п.а И.п. оба Р.п.оих Р.п. обоих Д.п.оим Д.п. обоим В.п.а оих В.п. оба дома, обоих братьев Т.п.оими Т.п. обоими П.п.оих П.п. обоих И.п.е И.п. обе Р.п.еих Р.п. обеих Д.п.еим Д.п. обеим В.п.е еих В.п. обе улицы, обеих сестер Т.п.еими Т.п. обеими П.п.еих П.п. обеих
Прочитайте предложения, которые произнес диктор одной из детских телепередач. Укажите номера предложений, за которые ему могут объявить выговор. 1. Шестеро девочек сбежали с уроков. 2. Двое лошадей скакали во весь упор. А за ними едва поспевали двое жеребят. 4. На столе стояло четверо стаканов. 5. Трое котят забрались в папину шляпу. 6. «Господа, я не ел шесть дней», – едва слышно повторил Киса Воробьянинов вслед за Остапом. (По И.Ильфу и Е.Петрову)
За много дел не берись, а в одном отличись. Семь дел в одни руки не берут. Срубил одно дерево - посади два. Торопливый два раза одно дело делает. Один добрый опыт важнее семи мудрых поучений. (таджикская) Один человек роет колодец, тысяча людей пьет воду. (китайская) Во всем деле надо три раза подумать. (китайская) За один раз дерева не срубишь. (русская) Тот и господин, кто все может сделать один. (русская) НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ
Написать сочинение - миниатюру, используя пословицы и фразеологизмы о трудолюбии. Найти и записать половицы с собирательными числительными. Д/З