Особенности нормативно - правового сопровождения « Трех Т » Губанова Е. В., зав. кафедрой управления образованием ГАОУ ДПО « СарИПКиПРО », к. п. н., профессор, Почетный работник высшего профессионального образования
Документы регулирующие результат общего образования и процесс его достижения Требования к структуре и результатам освоения ООП определяющие условия получения общего образования Требования к условиям реализации ООП
Стандарт как система « Трех Т » Требования к результатам освоения ООП описание целевых установок общего образования Требования к структуре ООП описание базовых компонентов ООП НОО ООП ООО ООП С ( П ) ОО Требования к условиям реализации ООП описание совокупности условий обеспечения достижения планируемых результатов
Нормативное сопровождение Требований к структуре и результатам освоения ООП универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс основополагающие научные знания, обеспечивающие достаточный для полноценного продолжения образования и последующего личностного развития уровень общего образования Фундаментальное ядро содержания общего среднего образования конкретизирует обобщенные требования к структуре ООП и к результатам образования :
Нормативное сопровождение Требований к структуре и результатам освоения ООП вариативная часть – индивидуальный характер развития обучающихся, их интересы и склонности, интересы субъекта РФ инвариантная часть – приобщение обучающихся к общекультурным и национально значимым ценностям, формирование личностно и общественно значимых качеств Федеральный Базисный учебный план – внешний ограничитель и один из основных механизмов его реализации :
Нормативное сопровождение Требований к структуре и результатам освоения ООП дополняются программами развития универсальных учебных действий имеют ориентирующий и некатегоричный характер Примерные ( базисные ) учебные программы по предметам обеспечивают вариативность реализации содержания образования :
Нормативное сопровождение Требований к структуре и результатам освоения ООП с учетом принятого подхода к стандарту как общественному договору – один из ведущих элементов всей конструкции стандарта конкретизирует как требования, так и ожидаемые результаты Модель системы оценки результатов освоения основных образовательных программ – инструментальное ядро государственных образовательных стандартов :
Нормативное сопровождение Требований к условиям реализации ООП требования системы здравоохранения к организации образовательного процесса данные о состоянии здоровья обучающихся дифференцирование учебной нагрузки учет индивидуальных особенностей обучающихся, содержания и видов образовательной деятельности
Нормативное сопровождение Требований к условиям реализации ООП требования к учебно - материальной базе ОУ перечни рекомендуемой учебной литературы, списки цифровых образовательных ресурсов перечни учебного оборудования для ОУ ( О + Д ) требования к оснащению помещений ОУ
Нормативно-правовая база введения ФГОС начального общего образования
Федеральный уровень: примерная ООП НОО; примерная программа духовно-нравственного воспитания; фундаментальное ядро содержания общего образования; планируемые результаты начального общего образования; базисный учебный план ОУ РФ, реализующих ООП НОО; примерная программа формирования УУД; примерные программы по отдельным учебным предметам НОО; примерные программы организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы по направлениям; примерная программа воспитания и социализации учащихся начальной школы; примерная программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни; примерные программы и учебно-методические материалы для переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров; федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в ОУ, на очередной учебный год. Нормативно - правовые документы, регламентирующие введение ФГОС НОО
Региональный и муниципальный уровни: законодательные и нормативно-правовые акты субъекта Российской Федерации, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, устанавливающие нормативы финансирования начального общего образования и регулирующие иные вопросы обеспечения реализации ФГОС НОО. Нормативно - правовые документы, регламентирующие введение ФГОС НОО
Институциональный уровень: основная образовательная программа ОУ; учебный (образовательный) план; программа формирования универсальных учебных действий; рабочие программы по отдельным учебным предметам НОО; программа организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы по направлениям; программа воспитания и социализации учащихся начальной школы; программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни; перечень учебников, используемых в образовательном процессе. Нормативно - правовые документы, регламентирующие введение ФГОС НОО