Технология развития критического мышления как условие компетентностного подхода в образовании Долгополова Л.Б., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ с УИОП 2 им.А.Жаркова
ПОЧЕМУ? Компетентностный подход - одно из важнейших оснований обновления образования
Компетентность – способность использовать знания, умения, навыки для достижения цели. Компетенция – готовность решать проблемы, используя ключевые компетентности.
-формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием новых информационных технологий, -формировать навыки самообразования, развивать способности к академической мобильности обучающихся, -формировать умения и навыки критического мышления в условиях работы с большим объемом информации, - формировать навыки работать в команде, - развивать умение формулировать задачу и кооперативно ее решать, - формировать навыки самоконтроля. ЧТО?
КАК? Технология развития критического мышления -активный, творческий процесс познания.
Противоречия Педагогическое – необходимость компетентностного подхода к образованию и недостаточный методический аппарат учителя по использованию компетентностного подхода. Методическое – система методических приёмов критического мышления и отсутствие их классификации в соответствии с ключевыми компетентностями.
Необходимость обновления содержания образования за счёт компетентностного подхода. Проблема
Задачи проекта: -освоить теоретические основы, систематизировать методические приёмы технологии развития критического мышления; -создать методическую копилку приёмов технологии развития критического мышления; -разработать классификацию приёмов технологии развития критического мышления в соответствии с основными компетентностями. Цель проекта – повысить эффективность образовательного процесса.
концептуальные идеи проекта Психолого – педагогические( ТРКМ -создание условий для творческой самореализации учащихся) Методические (учебный процесс должен сохранять основные параметры процесса коммуникации; ключевые компетентности как свойства личности выступают конкретизированными целями обучения) Дидактические (ТРКМ тесно связана с видами речевой деятельности)
1 этап (2010 – 11 уч. год) – подготовительный Цель – создание условий для реализации проекта. Содержание деятельности: -определение проблемного поля деятельности, -разработка концепции проекта, -изучение теории вопроса по теме проекта. Прогнозируемый результат – методическая готовность педагога к реализации проектной деятельности. Этапы реализации проекта
Цель – создание условий для реализации проекта. Содержание деятельности: -создание методической копилки приёмов технологии критического мышления, -апробация и коррекция материала, -разработка классификации приёмов технологии критического мышления в соответствии с основными компетентностями. Прогнозируемый результат – внутренняя экспертиза проектной деятельности. 2 этап ( учебный год) – основной
Цель – подвести итоги работы, определить степень эффективности реализации проекта. Содержание деятельности: -мониторинг эффективности реализации проекта через систему индикаторов, -подготовка материалов для конкурса «Мои инновации в образовании», для печати. Прогнозируемый результат – внешняя экспертиза проектной деятельности. 3 этап ( уч. год) – заключительный