Славянские истоки
Цели: Повысить познавательный интерес учащихся к истории и культуре древних славян. Привлечь ребят к изучению славянской мифологии.
Игра Славянские истоки для учащихся 6-7-х классов, которая знакомит их с языческими верованиями, обычаями, праздниками древних славян. Проводится как внеклассное мероприятие во время декады истории.
Объяснение правил игры: в мир древних славян ведут три дороги. Начинаются они от большого камня и ведут к Мировому Древу команда выбирает дорогу, по которой отправляется в путь. Правильно отвечая на вопросы ведущего, команда получает оберег в виде уточки с головой коня, который прикрепляется к дороге. На обереге написано количество баллов, полученное за выполненное задание. После выполнения всех заданий жюри подсчитывает общее количество баллов каждой команды. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, побеждает.
2 балла
5 баллов
Ребята, наша игра посвящена истории древних славян. С тех времен прошло огромное количество лет, почти забытые старые времена остались жить в народной памяти: в сказках, песнях, обрядах, заговорах, суевериях. Спросим себя, почему нельзя здороваться за руку через порог? Почему на свадьбе разбивают тарелку? А почему, вселяясь в новый дом, первым в него впускают кота? Все перечисленные обычаи как раз оттуда, из наших языческих времен. Там, в этом загадочном и интересном мире, коренится наше мировоззрение. И чтобы лучше понять, откуда мы родом, узнать, как представляли себе свой мир славяне-язычники, мы проводим нашу игру – Славянские истоки".
Сейчас мы с вами отправимся в мир славянских языческих мифов, в те времена, когда наши предки всецело зависели от природы. Не умея объяснить многие таинственные явления, они одушевляли природу, наделяя ее разумом, волей, чувствами. Древние славяне были уверены в существовании могущественных богов и духов, и, чтобы расположить их к себе, они приносили им жертвы, посвящали песни и праздники, старались предвидеть их волю и не нарушать запреты.
И начинается наш путь в таинственном лесу, где жила древняя и могущественная богиня, хозяйка леса и зверей и царства мертвых. Её избушка на курьих ножках считалась воротами в подземное царство, сторожевой заставой на границе между миром людей и миром мертвых. – Кто это?
Баба Яга
Задание 1. Давайте вспомним, как обращались путники к избушке? Ответ: Избушка, избушка, стань к лесу задом, ко мне передом. Вопрос: – А почему избушка стоит именно таким образом?
Ответ: Древние славяне считали, что вход в нее возможен только со стороны царства мертвых. Поэтому избушка без окон, без дверей - мертвым не нужен солнечный свет. И чтобы попасть туда, нужно произнести магическое заклинание.
Вопрос : – Почему Баба Яга встречает путников словами: Фу-фу, русским духом пахнет. Вот пожарю тебя в печи да съем и на косточках твоих покатаюсь?
Ответ : (Русский дух – запах живого человека, чужого, настраивает Бабу Ягу враждебно. Ей не нужны непрошенные гости. А изжарить гостя она хочет, потому что в Древней Руси покойников сжигали, пепел собирали в сосуд и уносили в глубь леса. Там, в чаще стоял маленький домик (избушка на курьих ножках). Его называли домом мертвых. Сосуд с прахом заносили внутрь домика, а кости на шестах выставляли в виде забора. Видимо, такие избушки стали прообразом жилья Бабы Яги.)
Вопрос: – Что это такое: Маленький, кругленький, а за хвост не поймаешь? Как этот предмет связан с Бабой Ягой? Ответ:(Клубок, чудесный предмет, указывающий путь гостям Бабы Яги.)
Чтобы наш путь был удачным, нам надо обратиться к богам и попросить их о помощи. Если вы правильно ответите на мой вопрос об одном из славянских богов, то он становится вашим покровителем. Задание: – Откуда пошло выражение Что на роду написано, того не миновать?
(Род – бог-творец. По древнеславянским представлениям при рождении человека его будущая судьба записывается в книгу Рода. Отсюда и пошло выражение Что на роду написано.)
Вопрос: – Откуда пошли выражения: Чур, меня!, Чур, мое!, Чур, тебе на язык!? Ответ: Чур – божество, охранявшее человека и его добро от нечистой силы. Поэтому при опасности до сих пор вспоминают этого бога и просят: Чур, побереги меня!, то есть Чур, меня!. Кто найдет что-то и не захочет ни с кем делиться, просит: Чур, мое!. Если же скажут кому-то что-то плохое, в ответ можно услышать: Чур тебе на язык, – и злое пожелание не сбудется.
Вопрос: - С именем какого славянского бога связано выражение: После дождичка в четверг? Ответ: Перун – Бог Грозы, повелитель небесных вод, его часто молили о дожде. У него был свой день недели – четверг. Если молиться Перуну в этот день, то молитвы считались особенно действенными.
Перун бог грома и молнии, покровитель воинов. По воззрению славян, Перун в теплые дни весны являлся со своими молниями, оплодотворял землю дождями и выводил из-за рассеянных туч ясное солнце. Его творческою силою пробуждалась природа к жизни, и он как бы вновь созидал Мир. Отсюда Перун производитель, творец. В то же время Перун божество грозное и карающее; его явление возбуждает страх и трепет. Перун являлся верховным божеством пантеона князя Владимира как покровитель правящей военной элиты, князя и дружины, карающий за несоблюдение законов.
И вот, под покровительством древнеславянских богов мы продолжаем наш путь. По дороге мы встретимся с множеством духов. В то далекое время они имели большое влияние на жизнь людей. Для того, чтобы их увидеть, нужно их расколдовать, т.е. ответить на вопрос. Но будьте настороже. Духи очень коварны, и, к сожалению, не все они добрые. Но если вы правильно ответите на вопросы, они вас не тронут и пропустят дальше.
Задание : - Давайте вспомним, в каких духов верили древние славяне? ( по очереди называют духов, назвавший последним, получает дополнительный оберег.)
Вопрос : – Вы заблудились в лесу. В старину в этом винили Лешего и принимали меры, чтобы его обмануть. Какие это были меры? Ответ: заблудившийся должен был сесть на пенек, снять с себя одежду, вывернуть её на изнанку и в таком виде надеть на себя. Обувь поменять с левой ноги на правую, произнести заговор: Шел, нашел, потерял. А выходить из леса нужно задом наперед, тогда следы ведут не в лес, а из леса. Вот Леший и запутается.
Вопрос : – Древние славяне считали, что в каждом доме живет Домовой. В старину его ласково называли дедушкой или хозяином. А представляли этот дух в облике маленького мужичка с седой бородой, обросшего мягким пушком, с длинными когтями. Как хорошие хозяева ублажали домового? И почему, переселяясь в новый дом, русские люди первой запускают кошку? Ответ: хорошие хозяева подкладывали домовому под печку горбушки хлеба, немного вкусной еды, разноцветные ленточки. Славяне считали, что домовой любит превращаться в собаку, в крысу, а чаще всего в кошку. В кошачьем облике его и впускают в новый дом.)
Вопрос : – Хозяевами рек и озер славяне считали водяных. Водяного представляли лохматым бородатым стариком, пузатым или горбатым. Он весь оброс шерстью, покрыт тиной или рыбьей чешуей, выпученные мутные глаза, как у рыбы, оттопыренные уши, нос без ноздрей, тонкие длинные ноги, а между пальцами утиные перепонки. Иногда он принимал вид обычного человека и появлялся в деревне или в городе. По какому признаку можно было узнать, что это водяной? Ответ: с левой полы его одежды постоянно капает вода.)
Задание: - В славянской мифологии очень много примет и суеверий, и сейчас мы поговорим о них. Назовите по очереди известные суеверия.
И вновь предлагаются вопросы: – У древних славян существовали ритуальные танцы, исполняемые в определенное время. Один из таких танцев сохранился и по сей день. Этот ритуальный танец был посвящен Солнцу и являлся его символом. Назовите этот танец. Ответ: хоровод. Танцующие образуют круг – символ Солнца, и повторяют его путь по небу. Таким образом, совершается магический обряд поклонения Солнцу.)
– Почему розги на Руси делали из берёзы? Ответ:чтобы изгнать из человека бесов, поскольку считали, что если кто-то плохо себя ведет, ленится, значит, им овладели бесы. Берёза – оберег, изгоняющий нечисть, ей приписывали магические свойства. Таким образом, розгами не только наказывали, но и проводили древний магический обряд.)
– Какой совет можно услышать в русских народных сказках перед очень серьезным делом, когда герой не может найти выход из трудного положения? Ответ: Ложись спать, утро вечера мудренее.
– Что значил у славян этот совет? (Язычники считали, что во время сна (медленной смерти) человеческая душа может посетить другие миры, спросить совета у богов или умерших родственников и тем самым решить свои проблемы.)
Значительную роль в жизни древних славян играли языческие праздники. Они были посвящены многим явлениям природы и богам, для того, чтобы задобрить богов, добиться их покровительства. Какие праздники древних славян вы знаете? Коляда, Масленица, Иван Купала.
Познакомьтесь с некоторыми богами славян: Сварог - бог огня. Один из главных богов в славянском пантеоне. «Svarga» на санскрите небо, небесный свод, «var» огонь, жар. Отсюда идут и все славянские производные варить, сварганить, верх и т. п. Сварог считался богом Неба, матерью жизни («Сва» у индоевропейцев мать-прародительница). В уже более позднее время Сварог переменил свой пол. По аналогии с греческим Зевсом он стал родителем для множества богов-сыновей, Сварожичей, имеющих огненную природу: Перун (?), Даждьбог-Радегаст, Огонь-Рарог- Семаргл.
Хорс – бог солнца. Хорс, хорост, хворост, хрест, крест, кресало, искра, хоровод, хоро, коло, колесо, коловорот, кол, колядки, круг, кровь, красный - все эти слова родственны между собой и обозначают понятия, связанные с огнем, кругом, красным цветом. Если слить их в одно, перед нами появится образ солнца, описанный иносказательно.
Ярило – бог зачатия, ярый бог пробуждающейся природы и вешнего света. Ярила знаменовал торжество плодотворящей любви
Даждьбог – бог плодородия, олицетворял силу и яркость светила, его тепловые характеристики, животворящее тепло и даже правила мироздания. От Даждьбога (дающий бог) ожидали исполнения желаний, здоровья и прочих благ. Символами Даждьбога служили серебро и золото светлые, пылающие металлы.
Лада - славянская богиня красоты, любви и бракосочетаний. Но так как любовь порою бывает и причиною горя, то Лада олицетворяла и несчастную любовь. О человеке, который женился без любви, говорили: "Не с Ладою женился!" Чтобы избегнуть таких бед, каждая пара молодоженов приносила богине цветы, живых птиц, мед и ягоды. Великолепный храм Лады стоял в Киеве, а в том храме статуя несравненной красавицы в розовом венке. Ее золотоцветные волосы были убраны жемчугами, платье изукрашено богатым шитьем и драгоценностями. Она держала за руку крылатого младенца, своего сына и бога любви Леля.бракосочетаниймедзолотоцветныеволосыЛеля
Велес - хозяин Дикой Природы. Водчий на всех Дорогах. Господин Путей, покровитель всех путешественников. Властитель непознанного, черный бог. Посмертный судья и прижизненный испытатель, могучий волшебник и повелитель магии, оборотень. Покровитель торговли, посредник в договорах и толкователь законов. Податель богатств. Покровитель знающих и ищущих, учитель искусствам. Бог удачи.
Стрибог - бог ветра, руководитель воздушных течений. Именно к Стрибогу, не упоминая его имени, обращались в более поздние времена для совершения заговоров и заклятий на тучи или засуху. В своем подчинении Стрибог имел различного рода Ветры (имена утрачены). Считается, что одним из таких Стрибожичей-ветров была Погода, несущая теплые и мягкие западные воздушные массы. Другим Позвизд или Посвист, злой северный ветер.
Наше путешествие заканчивается. Мы узнали много нового и интересного о вере наших предков, познакомились с обычаями и суевериями славян, и напоследок давайте произнесем все вместе заговор, который поможет нам уберечься от нечисти, придаст силу и храбрость: Прочь отступите, чудовища, все, Явится Русь перед вами в красе. Вам ли, чудовища, наши сокровища – Молодость, силушку Спрятать в могилушку! Вам ли всю Русь погубить? Вам ли свалить великана-гиганта? Есть у него три бессмертных таланта: Верить, терпеть…и любить!
Литература: Славянская мифология. – Минск, Семенова М.. Мы – славяне. – Санкт-Петербург, 1997 г. Трефолев Л. И. Лукоморье. //Праздник в школе. – Минск Антонович В.Б. Колдовство: Документы. Процессы. Исследования. СПб., 1877;Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1903; Иванов П.В. Народные сказания о ведьмах и упырях // Украiна: Народнi вiрування, noBip'я, демонологiя. Киев, 1991;Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири (сост. В.П. Зиновьев). Новосибирск, 1987;Виноградова Л.Н., Толстая С.М. К сравнительному изучению мифологических персонажей: вештица и ведьма // Балканские чтения I: Симпозиум по структуре текста. М., 1990Виноградова Л.Н. Общее и специфическое в славянских поверьях о ведьме // Образ мира в слове и ритуале:Балканские чтения I. М., См. Терещенко, "Быт русского народа" (VI, ); Афанасьев, "Поэтические воззрения славян на природу" (II, ); "Новгородский сборник" (I, 284); "Живая старина" (1894, вып. I, 6-8); "Этнографическое обозрение" (VII, 30-34, VIII, 85, XIII, 214). О лесных духах у европейских народов см. Wilhelm Mannhardt, "Wald und Feldkulte" (Б., , глава: "Die Waldgeister und ihre Sippe") и Э. Тэйлор, "Первобытная культура" (СПб., 1872, глава XV: Анимизм).