Секреты успешной адаптации первоклассников
Критерии готовности детей к школе
Школьная зрелость включает: 1.Интеллектуальный компонент. 2. Эмоциональный компонент. 3.Социальный или коммуникативный компонент.
Интеллектуальный: способность управлять своими действиями и регулировать их; выделять существенные признаки предметов и устанавливать причинно- следственные связи между ними; развитое логическое запоминание; овладение по слуху разговорной речью; развитие тонкой моторики руки и зрительно-двигательной координации.
Эмоциональный: способность управлять своими эмоциями; достаточно устойчивое и стабильное настроение; умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
Социальный или коммуникативный: потребность общаться с другими детьми; способность принимать на себя и выполнять роль школьника; способность подчиняться требованиям в сложившейся ситуации; способность участвовать в групповом взаимодействии.
Что должен знать и уметь ребенок, поступающий в школу
Общий кругозор: Фамилия, имя. Дата рождения. Возраст. Как зовут родителей. Домашний адрес. В какой стране живет. Знание животных (диких, домашних, северных и южных стран). Знание растений. Знание профессий, видов спорта, транспорта. Быт людей. Уметь объяснить закономерности природных явлений. Времена года, месяцы по сезонам, дни недели.
Мышление: Определение четвертого лишнего. Классификация, обобщение. Сходство/различия. Умение решать логические задачи. Сложение фигур из частей. Сложение из счетных палочек. Постройки из кубиков по чертежу, счет использованных кубиков.
Внимание: Устойчивость (сравнение 2-х картинок с различиями). Переключение. Распределение. Слушать взрослого, не перебивая, не выкрикивая, дослушивая задание до конца. Работать по заданию индивидуально и в группе, не мешая товарищам. Проверять работу по образцу.
Память: Повтор 10 слов или цифр. Запоминание картинок, фигур, символов (до 10 шт.). Пересказ текстов.
Речь: Артикуляция, произношение. Правильно и четко произносить все звуки, говорить спокойно, выразительно. Отвечать на вопросы и задавать их. Составлять связный текст по картинкам. Описывать с опорой на иллюстрацию животное или растение. Сочинять сказки. Грамматически правильно строить предложение. Заучивать наизусть стихи, прозу. Пересказывать небольшой текст.
Моторика: Правильно держать ручку, карандаш, кисточку. Уметь чертить прямую линию. Писать печатную букву по образцу. Вырезать из бумаги. Аккуратно клеить. Рисовать как отдельные образцы, так и сюжетные картинки. Лепить как отдельные образы, так и целые композиции. Изготавливать аппликации.
Рекомендации психолога для родителей
Упражнения по развитию моторики Лепка из глины и пластилина. Рисование или раскрашивание картинок Изготовление поделок из бумаги. (аппликация). Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Конструирование. Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке.
Нанизывание бус и пуговиц. Плетение косичек из ниток, венков из цветов. Все виды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание и т. д., для мальчиков –выжигание, художественное выпиливание и т. д. Переборка круп. Показ стихотворения. Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.
Спасибо за внимание!