Профориентационные игры Автор работы: педагог – психолог МОУ «СОШ» с.Студёнка Иванова Ольга Михайловна
« Правильно поставленная игра позволяет многому научить ребёнка. Организация игровой деятельности детей требует не менее глубоких специальных научных знаний, психолого – педагогических изысканий, чем выработка медико – генетических норм обеспечения жизни ребёнка» Психолог В.В.Давыдов
У меня растут года, Будет мне семнадцать. Где работать мне тогда, Чем заниматься? Сложный процесс выбора профессии не требует торопливости и суеты; нужно время для того, чтобы созреть внутри, обрести внутреннюю свободу и устойчивую веру в самого себя.
Игра - это самая свободная, естественная форма погружения человека в реальную или воображаемую действительность с целью её изучения, проявления «Я», творчества, активности, самостоятельност и, самореализации
Функции игры Игра в старшей школе выполняет следующие функции: - психологические, снимает напряжение и способствует эмоциональной разрядке учащихся; - психотерапевтические, помогает старшему школьнику изменить отношение к себе и другим. изменить способы общения, улучшить психическое самочувствие; - технологические, позволяет частично вывести мышление из рациональной сферы в сферу фантазии, преображающей реальную действительность.
Во время игровых занятий многие ученики начинают серьёзно относиться к собственному профессиональному самоопределению, отказываются от первоначального, часто случайного выбора
Условия игры 1. Высокая динамика проведения игр, что позволяет лучше осознавать моделируемую проблему в целостности, поддерживать дисциплину. 2. Акцентировать внимание не на ошибках кого либо из игроков, а на положительных, интересных и правильных высказываниях и действиях. 3. Соблюдать принцип добровольности участия в игровых процедурах и заданиях.
Условия игры 4. Игровое упражнение следует проигрывать не более 3-5 раз, иначе игроки потеряют к нему интерес. 5. Ведущему стараться поменьше высказываться самому, давая возможность проявить себя игрокам. 6. При планировании игрового занятия иметь несколько запасных игровых упражнений. 7. Не следует стремиться подводить обстоятельный итог каждому игровому упражнению, ведь важен эффект последствия, когда участники по-своему осознают проблему.
Игры, используемые в профориентации
Игры – заигрывания, которые используются для налаживания контакта с учащимися. Друг к дружке Соберёмся вместе Часы Знакомство Сплочённость Клубок проблем Рукопожатие Ладони Новый остров Пантомима
Игры, моделирующие профессиональную деятельность. Цель: знакомство учащихся с конкретными профессиями. Человек-профессия Пробую себя в разных профессиях Диалог о профессии Моя должность в комерческой фирме Кадровое агенство Защита профессий
Моделирование самого процесса выбора профессии. Игровые профориентационные упражнения должны использоваться в сочетании с другими формами и методами профориентационной работы, также с упражнениями, моделирующими различные аспекты общения, поведения в конфликтных ситуациях, с упражнениями, носящими развлекательный или релаксационный характер
Моделирование самого процесса выбора профессии. Фантастическая гипотеза Угадай профессию Яблоня Дорога в жизнь Лестница успеха Достижение поставленной цели Мир профессий Зовущий взгляд Подарок Где мы были мы не скажем, а что делали покажем
Школьная практика и теоретические исследования свидетельствуют о том, что учебная игровая деятельность как форма обучения в полной мере отвечает актуальной задаче методики,дидактики, психологии и педагогики, которые стремятся активизировать учебный процесс. Игра – обладает такой же структурой, как и учебная деятельность, т.е. она включает в себя цель, средства, процесс игры и результат.
Литература в помощь педагогу – психологу Берн Э. Игры, в которые играют люди. М. Просвещение Горбунова И. В., педагог-психолог МОУ «СОШ 50 г. Саратова». Компас в мире профессий Игры, обучение, тренинг, досуг. М.: Новая школа, 1994 Калмыкова Н.Е., педагог-психолог НОУ «Медико-биологический лицей г. Саратова». Деловые шаги во взрослый мир (элективный курс) Лисюткина И. С., педагог-психолог МОУ «СОШ 15 г. Балашова». В поисках своего призвания (элективный курс)
Литература в помощь педагогу – психологу Пряжников Н.С. Игровой метод профориентации. /Под ред. Е.А.Климова. Пермь, Пряжников Н.С. Имитационная игра, как средство формирования у оптантов умения строить личные профессиональные планы. М. МГУ Самоукина Н.В. Игры, в которые играют…. – «Феникс +» Дубна, 2000 Серякина А.В., педагог-психолог МОУ «СОШ 15» г. Энгельса. Искусство общения (элективный курс)
Литература в помощь педагогу – психологу Серякина А.В., педагог-психолог МОУ «СОШ 15» г. Энгельса. Дорога профессионального выбора (элективный курс) Хилько М.Е., педагог-психолог МОУ «СОШ 1 г. Энгельса». Моё будущее (элективный курс)