«ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ»
Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом учащиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий.
Навыки самостоятельной работы учащихся. 1. Копирующие действия 2. Репродуктивная деятельность по воспроизведению 3. Продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретённых знаний 4. Самостоятельная деятельность по переносу знаний при решении задач в совершенно новых ситуациях
В зависимости от целей самостоятельные работы можно разделить на следующие: 1.Обучающие. 2.Тренировочные. 3.Закрепляющие. 4.Повторительные. 5.Развивающие. 6.Творческие. 7.Контрольные.
Классификация самостоятельных работ по форме задания ; по оформлению ответов ; по месту в процессе обучения; по месту выполнения; по охвату учащихся.
Дидактические требования 1. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. 2. Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно. 3. На первых порах у учащихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы. 4. Для самостоятельной работы в большинстве случаев нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону 5. В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениям и навыками различным учащимися требуется разное время. 6. Задания, предлагаемые для самостоятельной работы, должны вызывать интерес учащихся. 7. Самостоятельные работы учащихся необходимо планомерно и систематически включать в учебный процесс. 8. При организации самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное сочетание и изложения материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению знаний, умений и навыков.
1. Самостоятельные работы по образцу (репродуктивные ). Виды заданий 2. Реконструктивные задания 3. Задания вариативного характера. 4. Творческие самостоятельные работы. Формы проведения самостоятельных работ 1. Самостоятельная работа с предварительным разбором. 2. Решение задач с последующей проверкой. 3. Многовариантные задания с готовыми ответами по типу перфокарт. 4. Математические диктанты с самопроверкой и взаимопроверкой. 5. Самостоятельная работа с показом. 6. Работа по заданному алгоритму.
Педагогические ситуации 1. На урок, посвященный самостоятельной работе по изученному разделу, пришел ученик после длительного отсутствия. Ваши действия как педагога. 2. В конце урока учитель использует самостоятельную работу. Один из обучающихся отказывается от её выполнения. Как Вы поступите? 3. После предварительного просмотра части выполненной самостоятельной работы учитель указал ученику на ошибки. В ответ ученик порвал тетрадь (листок). Как оценить самостоятельную работу школьника?