Районный семинар Особенности содержания и проектирования программ для одаренных детей в образовательных учреждениях Чиркова Татьяна Владимировна, заместитель директора МБОУ ИМЦ
Система работы с одаренными детьми Районная программа «Одаренные дети» Внутриучрежденческая программа «Одаренные дети» ДетиПедагоги Психологическая служба Родители Мероприятия Задачи
Проект в буквальном переводе с латинского – «брошенный вперед» толкуется в словарях по разному: «план, замысел, идея, образ, прототип, прообраз какого- либо объекта, вида деятельности; текст или схема, предваряющие создание проекта»
Проект Проблема проекта«Почему?» (это важно для меня лично) Актуальность проблемы - мотивация Цель проекта«Зачем?» (мы делаем этот проект) Целеполагание Задачи проекта«Что?» (для этого мы делаем) Постановка задач Методы и способы«Как?» (как мы это можем делать) Выбор способов и методов, планирование Результат«Что получится?» (как решение проблемы) Ожидаемый результат
Алгоритм выполнения проектной работыАлгоритм выполнения проектной работы
Концептуальные модели обучения одаренных детей «Свободный класс» Гилфорда, «Три вида обогащения учебной программы» Рензулли «Таксономия целей обучения» Блума.
Свободный класс Система свободных, не организуемых жестко занятий предполагает эффективное использование учебного времени, помещения и учебной программы Дает возможность заниматься самостоятельными поисками и добиваться прогресса в индивидуально выбранном направлении Дети сами определяют интенсивность и продолжительность занятий, свободно планируют свое время, выбирая предметы изучения в соответствии со своими интересами Руководство процессом обучения уже осуществляется не только учителем, но и учениками Дети в таких классах не стеснены возрастными рамками и другими ограничениями, которые накладывает традиционная учебная программа Учебный процесс в свободном классе представляет из себя некую комбинацию свободной деятельности ребенка и занятий чтением, математикой, естествознанием, музыкой и т.д.
Три вида обогащения учебной программы Первый "вид обогащения" по Дж.Рензулли, предполагает знакомство учащихся с самыми разными областями и предметами изучения, которые могут их заинтересовать. В результате, расширяется круг интересов, и у ребенка формируется представление о том, что он хотел бы изучать более глубоко. Второй "вид обогащения" предполагает ориентацию на специальное развитие мышления ребенка, которое сопровождается занятиями по тренировке наблюдательности, способности оценивать, сравнивать, строить гипотезы, анализировать, синтезировать, классифицировать, выполнять другие мыслительные операции, которые служат основой перехода к более сложным познавательным процессам. Третий "вид обогащения" - самостоятельные исследования и решение творческих задач (индивидуально и в малых группах). Ребенок принимает участие в постановке проблемы, в выборе метода ее решения. Таким образом, осуществляется процесс приобщения его к творческой, исследовательской работе.
Таксономия целей обучения Таксономия целей обучения ориентирована на сферу познавательных функций одаренных детей Сравнивая цели, заложенные в учебных планах, с принципиально возможными результатами, учителя могут определить типы заданий и дополнительные цели для включения в свой учебный план Таксономия является эффективным инструментом для анализа влияния обучения на развитие у детей способностей к запоминанию, осмыслению и решению задач
Проблемы Классно-урочная система обучения как система с фиксированным параметром времени, не приемлема для работы с одаренными детьми. Существующая система образования, хотя и предусматривает профильное и предпрофильное обучение, все же пока не разделяет детей с разными способностями ( гуманитарными, художественными, физико-математическими и т.д.). Существующие формы работы с одаренными детьми ориентированы на ученика с «академической» одаренностью ( предметные кружки, недели, олимпиады), которые скорей фиксируют уровень владения предметом. Особое психо-социальное поведение одаренных детей. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Учителю на уроках приходится работать не только с одаренными детьми, но и с детьми со средними способностями и с детьми с низкой обучаемостью.
Стратегические линии разработки содержания образования для одаренных детей Изменение количественных характеристик содержания образования Изменение качественных характеристик содержания образования Объем и темп Моделирование содержания, характер его подачи
7 принципов специализации учебных программ 1.Содержание учебной программы должно предусматривать длительное, углубленное изучение наиболее важных проблем, идей и тем, которые интегрируют знания структурами мышления. 2.УП должна предусматривать развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического применения, что позволяет учащимся переосмысливать имеющиеся знания и генерировать новые. 3.УП должна давать им возможность приобщаться к постоянно меняющемуся, развивающемуся знанию и к новой информации, прививать им стремление к приобретению знаний. 4.УП должна предусматривать наличие и свободное использование соответствующих источников. 5.УП поощрять их инициативу и самостоятельность в учебе и развитии. 6.УП должна способствовать развитию их сознания и самосознания, пониманию связей с другими людьми, природой, культурой и т.д. 7.УП должна оцениваться в соответствии с ранее обозначенными принципами. При этом особое внимание уделяется сложным мыслительным процессам детей, их способностям к творчеству и исполнительскому мастерству.
Рекомендации 1. Составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности (гуманитарные, математические, естественно – научные, музыкальные и т.д.), психические особенности ребенка. 2. Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам. 3. Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени. 4. Ребенку предоставить: название темы. план изучения темы основные вопросы понятия и термины, которые он должен усвоить практические работы список необходимой литературы формы контроля задания для самопроверки
Для анализа результатов работы оформить таблицу: предмет дата и время консультаций главные рассматриваемые вопросы время работы с темой по программе фактическое затраченное время дополнительные вопросы, не предусмотренные программой невыясненные вопросы причины отклонений от сроков
Формы организации учебной деятельности Индивидуализация обучения Обучение мышлению Социальная компетенция Исследовательское обучение Проблематизация обучения
Работа на уроке измените тему урока так, чтобы возникла проблема, задача или сказка, или свяжите ее с повседневной жизнью схема, план или тест составление связного текста или синквейна работа терминами и понятиями, требующая дополнительного источника задания на развитие логики, мышления, анализа, систематизации объяснить новый материал иностранцу, который не знает русского языка найти похожую тему урока в других учебных дисциплинах составить вопросник к созданной схеме и т. д.
Конспект урока Литература Биология Математика История ИЗО Задание: подобрать параллельные задания для работы с одаренными детьми на уроке (творческого, проблемного, эвристического характера)
Проектные уроки Проектный урок Первый урок … …… Последний урок Внеурочная работа над проектом Первый урок второй урок … последний урок Серия проектных уроков