Занятие 16: «Бессоюзное сложное предложение».
Цель занятия: Повторить пунктуацию в бессоюзном сложном предложении и простом предложении с обобщающим словом при однородных членах (задание А24).
Бессоюзное сложное предложение (БСП) - это сложное предложение, части которого связываются друг с другом интонацией, без помощи союзов и союзных слов, например, Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза.
Постановка знаков препинания в БСП зависит от смыслового соотношения частей. Между частями БСП возможна постановка запятой, точки с запятой, двоеточия, тире. Роняет лес багряный свой убор, Сребрит мороз увянувшее поле. Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую сосновую рощу, лежавшую в полуверсте от сада. Погода была ужасная: дождь лил как из ведра. Пашню пашут – руками не машут.
Запятая между частями БСП. Роняет лес багряный свой убор, Сребрит мороз увянувшее поле. Значение одновременности (возможна вставка союза И) Поезд ушел быстро, его огни скоро исчезли, через минуту уже не было слышно шума. Значение последовательности (возможна вставка союза И)
Точка с запятой между частями БСП. Если части бессоюзного сложного предложения более отдалены друг от друга по смыслу Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас темно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, еще сохраняющем последний отблеск зари. Если части бессоюзного сложного предложения значительно распространены и имеют внутри себя запятые Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережет их.
Двоеточие между частями БСП. Если вторая часть (одно или несколько предложений) разъясняет, раскрывает, поясняет содержание первой части (между обеими частями можно вставить слово «а именно») Страшная мысль мелькнула в уме моем: (а именно) я вообразил ее в руках разбойников. Если вторая часть указывает причину того, о чем говорится в первой части (между обеими частями можно вставить союз потому что, так как, поскольку) Он покраснел: (по- тому что) ему было стыдно убить человека безоружного... Если вторая часть дополняет первую (между обеими частями можно вставить слова и увидел, что, и услышал, что) Я поднял глаза: на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье, с распущенными волосами.
Тире между частями БСП. Если во второй части содержится неожиданное присоединение, указание на быструю смену событий. Игнат спустил курок – ружье дало осечку. Сыр выпал – с ним была плутовка такова. Если вторая часть заключает в себе следствие, вывод из того, о чем говорится в первой части (между частями можно вставить слова поэтому, тогда, так что) Солнце дымное встает – будет день горячий. Если во второй части выражается противопоставление по отношению к содержанию первой части (между частями можно вставить союз но или а) Смелые побеждают – трусливые погибают.
Тире между частями БСП (продолжение) Если первая часть обозначает условие совершения действия, о котором говорится во второй части (в начале первой части можно добавить союз если, когда в значении «если») Нравится рисовать – рисуй на здоровье, никто не запрещает. Будет дождик – будут и грибки; будут грибки – будет и кузов. Если во второй части содержится сравнение с тем, о чем говорится в первой части (перед второй частью можно добавить союзы словно, будто) Молвит слово – соловей поет. Посмотрит – рублем подарит. Если в первой части указывается время совершения действия, о котором говорится во второй части (в начале первой части можно добавить союз когда) Настанет утро – двинемся в путь. Ехал сюда – рожь начинала желтеть.
Обратите внимание: в задании А24 могут встретиться простые предложения с обобщающим словом перед однородными членами. Главное правило – найти основы и определить, простое предложение или сложное. Но среди манящей глаз природы Крыма сердце Васильева тосковало по родным местам: по зелёным лугам, по разбитым просёлочным дорогам, по рыжим осенним перелескам. (предложение простое, так как в нем одна грамматическая основа сердце тосковало, обобщающее слово по родным местам стоит перед однородными членами по лугам, по дорогам, по перелескам) Всё в этом необычном человеке привлекало взгляд: печальные и мудрые глаза, большой лоб, душевная сила, проявлявшаяся и в лице его, и в спокойных, сдержанных движениях.
Обобщение (алгоритм работы). 1) Выделите грамматические основы и определите, является ли данное предложение простым с обобщающим словом перед однородными членами или бессоюзным сложным: · если предложение простое, то чаще всего постановка двоеточия объясняется тем, что обобщающее слово стоит перед однородными членами; · если предложение сложное бессоюзное, то наличие двоеточия или тире в нём можно объяснить с помощью подстановки подходящих по смыслу подчинительных союзов. 2) подставьте в БСП подходящий по смыслу подчинительный союз и выявите с его помощью смысловые отношения между его частями: · союзы ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК свидетельствуют о том, что вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой. Поэтому в БСП ставится двоеточие; · союз А ИМЕННО свидетельствуют о том, что вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание первой части. Поэтому в БСП ставится двоеточие; · союз КОГДА свидетельствует о том, что вторая часть БСП указывает на время совершения того, о чём говорится в первой. Поэтому в БСП ставится тире; · союз ТАК ЧТО или наречие ПОЭТОМУ свидетельствуют о том, что вторая часть БСП указывает на результат, следствие того, о чём говорится в первой. Поэтому в БСП ставится тире; · союз ЕСЛИ свидетельствует о том, что вторая часть БСП указывает на условие совершения того, о чём говорится в первой. Поэтому в БСП ставится тире; · союза А, НО свидетельствуют о том, что вторая часть БСП противопоставлена по содержанию первой. Поэтому в БСП ставится тире.
Домашнее задание. А1. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? На полотнах А.Г. Венецианова обрели долгую жизнь многие юные жители села Сафонкова: девочка с телёнком и девочка с кошкой, уснувший на пригорке пастушок и мальчики, мастерящие воздушного змея. а) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чём говорится во второй части. б) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части. в) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. г) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части. А2. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Всех неудержимо тянуло к этому искреннему во всех проявлениях человеку: его радостно встречали на открытии выставки и на премьере спектакля, настойчиво приглашали на лекции и обсуждения. а) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части. б) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. в) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части. г) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.
А3. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Искусство выполняет особую работу: оно выбирает из потока времени наиболее яркое, волнующее, значительное и запечатлевает его в кристаллах книг. а) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части. б) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части. в) Обобщающее слово стоит перед рядом однородных членов. г) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части. А4. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Никогда я не видел такой осени: ни ветерка, ни облака не было на прозрачном небе. а) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части. б) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части. в) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части. г) Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает, уточняет содержание того, о чём говорится в первой части.
А5. Как объяснить постановку тире в данном предложении? С 40-х годов XX века для изучения интонации стали использовать звуко-анализирующую аппаратуру появилась возможность применять и более точную форму записи, детально показывающую особенности мелодики, темпа и тембра речи. а) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части. б) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат того, о чём говорится в первой части. в) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения. г) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставляется содержанию первой части. А6. Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении? Любите книгу: она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей. а) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части. б) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части. в) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части. г) Обобщающее слово находится перед рядом однородных членов.
А7. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Замечательный человек и учёный Н.Н. Миклухо-Маклай занимает среди великих путешественников XIX века особое место: он исследовал быт и нравы народов, о которых европейцы ничего не знали. а) Первая часть сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части. б) Вторая часть сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части. в) Первая часть сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части. г) Вторая часть сложного предложения содержит причину того, о чём говорится в первой части. А8. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Берестяные грамоты Новгорода бесценное открытие в археологии: в них запечатлелась оригинальная история русской книги. а) Первая часть бессоюзного сложного предложения содержит указание на время действия, о котором говорится во второй части. б) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. в) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения. г) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
А9. Как объяснить постановку тире в данном предложении? На дворе палил летний зной – в доме было прохладно и смешивался с прохладой мирный запах нафталина. а) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части. б) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. в) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части. г) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части. А10. Как объяснить постановку тире в данном предложении? Он мучительно провел глазами по потолку, хотел сойти с места, бежать – ноги не повиновались. а) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части. б) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части. в) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части. г) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.