Чудотворны бывают в истории мгновения, когда гений отдельного человека вступает в союз с гением эпохи, когда отдельная личность проникается творческим томлением своего времени. С. Цвейг
Зарубежная литература сравнительно небольшого исторического периода всего лишь три десятилетия XIX в. подарила мировой художественной культуре богатейшее по содержанию и огромнейшее по объему собрание произведений, которые составили неувядающую славу реализму В эпоху потрясений гг. реализм активно проявлялся в виде карикатур, эпиграмм, пародий, сатирических стихов и песен; тогда же возник художественно-публицистический жанр фельетон.
Истинную славу реализму принесли блистательные романы английских и французских прозаиков Диккенса, Стендаля, Бальзака. «Со времен Бальзака, читаем мы в одном из манифестов французских реалистов, роман стал совсем не тем, что подразумевали под ним наши отцы. Современный роман создается на основе записей, составленных при изучении натуры, так же как история создается на основе архивных документов. Историки повествуют о прошлом, романисты о современном».
Увлекательнейший роман Стендаля «Красное и черное» (1831) полный психологического проникновения во внутренний мир героев, рассказывал о трагической судьбе «плебея» в буржуазном обществе и роман «Пармская обитель» (1839), изображающий жизнь людей во время политической реакции после наполеоновских войн и обличающий эту жизнь; «Люсьен Левен» (в русском переводе «Красное и белое») Франции периода июльской монархии.
Романы Ч. Диккенса авантюрно- приключенческие романы с общественным содержанием: «Приключения Оливера Твиста» (1838), «Николас Никльби» (1839), «Мартин Чезлвит» (1844); близкий к детективному жанру роман «Дэвид Копперфильд» (1850), содержащий автобиографические черты роман «Домби и сын» (1848), вступающий в противоречие с гротескно-реалистическим изображением губительной сущности капиталистического общества.
Вершиной реализма признаны романы О. Бальзака, в них представлена грандиозная по широте охвата реалистическая картина французского общества гг., отражающая его противоречия, показывающая изнанку человеческих отношений и нравов.
Бальзак родился на шестнадцать дней раньше Пушкина 20 мая 1799 г. Его дед простой крестьянин носил плебейскую фамилию Бальзака. Революция 1789 г. и наполеоновские войны изменили жизнь Франции, и, как и многим предприимчивым людям третьего сословия, отцу Бальзака Франсуа удалось выбиться в люди. Он облагородил свою фамилию стал зваться Бальзак. Впоследствии его сын Оноре прибавил к ней аристократическую частицу «де»: Оноре де Бальзак.
С семи лет Оноре учится в провинциальном католическом колледже, где царили почти монастырские порядки: за 6 лет ни разу не отпустили домой, за малейшую провинность надолго запирали в карцер и безжалостно били. Избавление от тягот муштры болезненному мальчику давали книги. Страсть к чтению и сочинению захватили Оноре, уже в 12 лет он стал сочинять.
В 1813 г. здоровье мальчика резко ухудшилось, и родителям пришлось забрать сына из колледжа. В 1819 г. он заканчивал юридический факультет в Париже, куда переехала вся семья, стажировался сначала в адвокатской, а потом в нотариальной конторе. Но отказался от карьеры юриста, заявив родителям, что хочет быть писателем. После долгих споров в семье отец назначил Бальзаку двухлетний испытательный срок, в течение которого Оноре должен доказать, на что способен.
Бальзак жил один в Париже, на мизерную родительскую «стипендию». Он почти не выходил из своей комнаты в мансарде и неистово трудился над своим «шедевром» исторической трагедией в стихах «Кромвель». Когда весной 1821г. он собрал всю семью и друзей, чтобы продекламировать им только что завершенную пьесу, мнение всех было единодушным: трагедия никуда не годится. Старый друг семьи, многоопытный преподаватель лицея, посоветовал автору «Кромвеля» навсегда оставить мысль о литературе.
Но Бальзак не сдавался. Он вынужден зарабатывать на пропитание сам, и на протяжении третьего десятилетия своей жизни он упорно трудился: писал исторические авантюрные романы в духе Вальтера Скотта, публикуя их под разными псевдонимами. Это были слабые произведения, насыщенные «роковыми страстями»; впоследствии Бальзак отказался их признать. Только в 1829 г. к уже немолодому писателю, пришел, наконец, долгожданный успех. Его очередной исторический роман «Шуаны», посвященный одному из эпизодов французской революции восстанию крестьян в Бретани, был замечен и оценен читателями и критиками.
Казалось бы, от Бальзака, воодушевленного первой удачей, можно было ожидать новых романов в том же, очень модном тогда жанре, где он явно мог претендовать на почетное звание «французского Вальтера Скотта». Однако после «Шуанов» писатель неожиданно начинает борьбу с засильем исторических романов во французской литературе, обращаясь отныне только к современному материалу. Одна за другой выходят в свет его книги, действие которых происходит не в экзотических, отдаленных краях и эпохах, а в самом обыденно-будничном, современном Париже. В 1830 г. вышел сборник «Сцены из частной жизни», куда вошли первый вариант повести «Гобсек», полуфантастическая повесть «Шагреневая кожа» и так называемые «женские рассказы».
В первых произведениях начала 30-х гг. Бальзак сделал эпохальное художественное открытие, которое заключалось в новом подходе писателя к современной ему действительности, сущность которого он сформулировал в беседе с гостем из России, поэтом и критиком, профессором Московского университета С.П. Шевыревым: «...Романист, имеющий дело с настоящим, должен только наблюдать и списывать. Вот мое дело. Я также историк, но историк современного. То, что сделал В. Скотт для Средних веков, мне хотелось бы, по моим силам, сделать для жизни настоящей». А это значит, что он стремился исследовать современную жизнь во всем ее многообразии с той же объективностью и целенаправленностью, с какой ученый исследует далекие от нас эпохи, выявляя глубинный исторический смысл событий и характеров.
Осознав себя «историком современного», Бальзак ставил перед собой беспримерную по смелости и грандиозности творческую задачу: объединить воедино уже написанные романы и повести и посвятить всю дальнейшую жизнь созданию одного огромнейшего произведения, одной большой многосоставной «сверхлинии», которой писатель по аналогии с «Божественной комедией» Данте и в полемике с ней дал название «Человеческая комедия».
97 романов и новелл объединены этим единым замыслом. Принцип объединения отдельных произведений не сюжет, а единство предмета изображения - французское послереволюционное общество. Условный организующий центр «Человеческой комедии» «Отец Горио» (1834). Он в центре произведений, написанных раньше или позже. Это «Гобсек» (1830), «Красная гостиница» (1831), «Шагреневая кожа» (1831), «Покинутая женщина» (1832), «Обедня безбожника» (1836), «Банкирский дом Нусингена» (1838), «Утраченные иллюзии» ( ), «Вотрен» (1840), «Смерть женщины» (1842), «Блеск и нищета куртизанок» (1847) и др.
Во Франции появился писатель, который «взорвал» общество, сорвал с него маску. Даже внешний облик Бальзака таил в себе силу этого взрыва. Когда он входил в гостиную очаровательной мадам де Жирарден, где постоянно блистали Виктор Гюго, Альфред де Мюссе, Жорж Санд, его фигура вызывала смятение. Его находили смешным, и в то же время многих поражал удивительный огонь, сверкавший в его глазах. Люди мелкие издевались над ним, ему завидовали. Но необыкновенной силы его невозможно было не заметить.
…речь идет о некоем ростовщике. Не знаю, можете ли вы представить себе с моих слов лицо этого человека, которое я, с дозволения Академии, готов назвать лунным ликом, ибо его желтоватая бледность напоминала цвет серебра, с которого слезла позолота. Волосы у моего ростовщика были совершенно прямые, всегда аккуратно причесанные и с сильной проседью пепельно-серые. Черты лица, неподвижные, бесстрастные, как у Талейрана, казались отлитыми из бронзы. Глаза, маленькие и желтые, словно у хорька, и почти без ресниц, не выносили яркого света, поэтому он защищал их большим козырьком потрепанного картуза. Острый кончик длинного носа, изрытый рябинами, походил на буравчик, а губы были тонкие, как у алхимиков и древних стариков на картинах Рембрандта и Метсу. Говорил этот человек тихо, мягко, никогда не горячился. Возраст его был загадкой: я никогда не мог понять, состарился ли он до времени или же хорошо сохранился и останется моложавым на веки вечные. Все в его комнате было потерто и опрятно, начиная от зеленого сукна на письменном столе до коврика перед кроватью, совсем как в холодной обители одинокой старой девы, которая весь день наводит чистоту и натирает мебель воском.
Путь Чарлза Диккенса отмечен крупными творческими вехами: 15 больших романов, и многие до сих пор пользуются огромной популярностью. В них описан удивительный мир, сложный и противоречивый, богатый и прекрасный мир человеческих отношений. И имя этому миру Чарлз Диккенс!
Некоторые утверждают, что в своем творчестве он похож на Шекспира, Стерна, Филдинга... Но все же больше всего он похож на самого себя человека с мужественным сердцем, философским отношением к жизни, бесконечно влюбленным в свою родную Англию, с точным пониманием юмора (особенного юмора грубовато-нежного), с мужской теплотой отношений к детям и женщинам. В творчестве он легко отклонялся в стороны лирического и трогательного, чрезмерно порочного и чрезмерно смешного, но в глубине его души всегда жила неистовая любовь к человеку. И еще он умел окружающую тягучую жизнь переложить на бумагу так, что она становилась интересной всем. Наверное, это и зовется талантом…
Свою трудовую жизнь одиннадцатилетний Чарлз начинал с наклеивания этикеток на банки с ваксой. Долгое время эта работа была для него и школой, и занятиями музыкой, и рисованием, и детской беготней. Унизительная бедность, с которой писатель столкнется в самом раннем детстве, наверно, сделала его более сентиментальным и дала миру знаменитых диккенсовских героев: оборвышей, сироток, крошек, бродяг... И в каждом из них: Оливере Твисте, Дэвиде Копперфилде, Николасе Никльби есть частица детства самого Диккенса: его частые посещения тюрьмы, когда отец сидел там за долги, и его униженный статус внука лакея, и его первые шаги как журналиста и писателя. Для Диккенса детство главная часть жизни.
Все, к чему прикасалось его перо, приобретало иной смысл, обретало только ему присущую интонацию. Из всей этой сумятицы отношений, войны характеров только у Диккенса возникала неожиданность, с кажущейся легкостью нанизывались сюжеты один на один и создавались романы. И даже в работе Диккенс имел свой стиль. Для него работа была всем. Он мог работать над одним романом, и в то же время задумывался другой, а третий уже выходил. Все знали, что Диккенс хочет и может все!
На это «все» уходило много сил, и он черпал их в любви. В 17 лет он безумно, страстно влюбился в дочь банкира (о эта вечная мечта стать джентльменом!) Марию Биднелл. Но в ее семье не принимали внука лакея и услали дочь на два года в Париж. Этим все и закончилось, но сила, которую дала ему эта любовь, помогала ему до конца жизни. Кстати, семейная жизнь Диккенса почти также фантастична, как некоторые его романы. В 1835 г. он увлекся дочерью редактора газеты «Ивнинг кроникл» Катрин Хогарт, прожил он с нею в браке 21 год, в это же время его обожала младшая сестра Катрин Мэри, которой он отвечал взаимностью, а после ее внезапной смерти все их хозяйство вела еще одна дочь Хогарта Джорджина. Фантастичный сюжет судьбы?
В России одним из первых Диккенса заметил Н.В. Гоголь, это и не случайно: что-то неуловимо общее было в юморе и в слезах этих двух великих писателей. Ф.М. Достоевский называл Диккенса «самым христианским из всех писателей». И не только потому, что у Диккенса добро всегда торжествовало, но еще и потому, что на все у него был добрый взгляд, каждая мелочь, казалось, освещалась добром.
Как близок нам теплый юмор мистера Пиквика и его знаменитые золотые очки! А оба Уэллера, чьи высказывания превращались в афоризмы? А тетушка Копперфильд со шляпкой, и капитал Куттль с желтым крючком, и крошка Доррит? И даже отрицательные типы вроде подлеца Урии Гипа, безразличного мистера Домби, плутоватого мистера Джингля в нелепо зеленом фраке, жесткого Мордстона все эти образы смягчены благодаря или горю, или примиряющей всех смерти.
У Диккенса удивительное смешение реальности поступков и фантастичности результатов. Может быть, потому так он и популярен у нас в стране, ведь в России, как нигде, любят сказки с хорошим концом. Да и сам Диккенс, услышав о своей популярности у нас, говаривал в часы неудач: «Пора упаковывать чемоданы и отправляться в Россию». Сентиментальность и затянутость романов Диккенса, не мешает услышать искренний, проникновен- ный голос большого и доброго писателя!
Зарубежная литература трех десятилетия XIX в. подарила мировой художественной культуре богатейшее по содержанию и огромнейшее по объему собрание произведений, которые составили неувядающую славу реализму В эпоху потрясений гг. реализм активно проявлялся в виде карикатур, эпиграмм, пародий, сатирических стихов и песен; тогда же возник художественно-публицистический жанр фельетон. Славу реализму принесли романы английских и французских прозаиков Диккенса, Стендаля, Бальзака.
Родился в городе Туре в семье провинциального юриста. Начал писать с 12 лет. Первые литературные произведения были неудачными. Только в 1829 г. к уже немолодому писателю, пришел, долгожданный успех с выходом очередного исторического романа «Шуаны», посвященного одному из эпизодов французской революции восстанию крестьян в Бретани. Во Франции появился писатель, который «взорвал» общество, сорвал с него маску.
97 романов и новелл. «Отец Горио» (1834). «Гобсек» (1830), «Красная гостиница» (1831), «Шагреневая кожа» (1831), «Покинутая женщина» (1832), «Обедня безбожника» (1836), «Банкирский дом Нусингена» (1838), «Утраченные иллюзии» ( ), «Вотрен» (1840), «Смерть женщины» (1842), «Блеск и нищета куртизанок» (1847) и др.
Родился 7 февраля 1812 г. в городке Лендпорт, в бедной семье, был внуком лакея, сыном чиновника. С 12 лет вынужден был работать, во многих романах есть частичка его детства. Написал 15 больших романов, его герои: оборвыши, сиротки, крошки, бродяги... Оливер Твист (1839) Николас Никкльби (1839) Рождественские повести ( ) Домби и сын (1848) Дэвид Копперфильд (1850) Крошка Доррит (1857) Наш общий друг (1865) Тайна Эдвина Друда (1870)
Родился 23 января 1783 г. в небольшом французском городке Гренобле в семье адвоката. Роман «Красное и черное» (1831) полный психологического проникновения во внутренний мир героев, рассказывал о трагической судьбе «плебея» в буржуазном обществе и роман «Пармская обитель» (1839), изображающий жизнь людей во время политической реакции после наполеоновских войн и обличающий эту жизнь; «Люсьен Левен» (в русском переводе «Красное и белое») Франции периода июльской монархии.