ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА Человек – мера всех вещей Протагор
Человек всегда остается главной темой в искусстве. Представления о красоте человека, о наиболее существенном в его облике и его действиях менялись в истории искусства.
Произведения пластических искусств как уникальные документы истории в ярких и зримых образах доносят до нас представления о красоте человека, существовавшие в различные исторические эпохи. Палеолическая Венера. Виллендорф. Верхний палеолит.
Многообразные художественные формы произведений живописи, скульптуры, графики позволяют судить об эстетических вкусах и художественных предпочтениях той или иной культуры. Палеолические Венеры.
Мастерство в том, как цельно и сильно почувствована пластика объемов тела: в этом смысле фигурки выразительны и, при их малых размерах, даже монументальны. Но в них нет проблеска духовности. Нет даже лица – лицо не интересовало, вероятно, просто не осознавалось как предмет, достойный изображения. «Палеолическая Венера», с ее вздутым животом громадными мешками грудей, - сосуд плодородия и ничего сверх того. Палеолическае Венеры.
Канон – свод правил и законов, которыми должен был руководствоваться художник при построении рисунка, - регламентировал в Древнем Египте своеобразный критерий красоты. Древнеегипетский рельеф.
Древнеегипетский папирус.
Нифертити.
Древнеегипетская фреска.
Мирон. Дискобол. Античное искусство Греции и Рима показывает красоту фигуры совершенного человека. Мирон придает большое значение пропорциональным соотношениям частей фигуры спортсмена, все в ней соразмерно и гармонично. Он развивает мотив движения…
Борцы.
Лакоон.
Еврипид.
Ника Самофракийская. Афродита Книдская. Венера Милосская.
Статуя Октавиана Августа. Фидий. Статуя Зевса Олимпийского.
Микеланджело Буонарротти. Пьета Духовность и физическая красота человека – главная тема великого итальянского художника и скульптора эпохи Возрождения Микеланджело.
Микеланджело Буонарроти. Давид. Величественный и прекрасный юноша, исполненный беспредельной отваги, решимости, благородства приложить все усилия для борьбы со злом, для победы справедливости. Это подлинный монумент героической личности, человеку, духовно и физически совершенному.
Джорджоне. Юдифь с головойтАлаферна. «Юдифь» Джорджоне утверждает идеал Высокого возрождения, который нашел выражение в картине через внутреннюю раскрепощенность композиции, размеренность изобразительных форм, красоту и утонченность женского образа, певучесть линейных и красочных сочетаний.
А.А.Пластов. Весна. Созвучие человека с природой, их взаимосвязь отражена в картине «Весна». Лаконичными средствами передает художник материнскую любовь, трепетнось чувств, теплоту человеческих отношений. Внутренне спокойствие и тишину излучает «Весна». Это своего рода маленькая новелла, в которой раскрывается идея добра и красоты.
Н.И.Альтман. Портрет Анны Ахматовой. Человек – главная тема в искусстве. Каждая историческая эпоха выражает понимание красоты по-своему, нов этом разнообразии, безусловно, есть что- то общее.
А.М.Шилов. Оля Самойлова.
Сальвадор Дали. Атомная Леди (Гала).